Первые тайные общества
Тайные общества являются неотъемлемой частью человеческой истории и берут своё начало ещё в первобытных временах, в племенных отношениях и обрядах инициации. Что касается тайных обществ эпохи цивилизации, то первые из них закономерно носили мистический и религиозный характер. Однако не стоит спешить и причислять все религиозные организации, которые на определённом своём этапе действовали тайно, к тайным обществам.
Тайные общества в античном мире
Говоря о цивилизации, сразу вспоминают ту основу, на которой и выросла современная западная цивилизация, то есть античность, Древнюю Грецию и Древний Рим. Так вот, тайные общества существовали и там. Что касается Древней Греции, то специалисты склонны считать, что эллинские тайные общества можно разделить на два типа. Первый тип это сугубо религиозные организации, которые исповедовали особенно рьяное поклонение тому или иному языческому божеству. Огромное значение в духовной жизни Древней Греции играли, например, Элевсинские мистерии, посвящённые культу богинь Деметры и Персефоны, и Дионисийские мистерии, посвящённые богу Дионису. При этом содержание проводимых мистических ритуалов было строго засекречено, а число причастных к ним людей ограничено.
Второй тип тайных обществ Эллады относится к более позднему времени и носит религиозно-философский характер. Последователи того или иного религиозно-философского учения составляли закрытую группу людей, внутри которой обсуждались особенности доктрины и проводились особые ритуалы. Хорошим примером является школа пифагорейцев, сторонников учения философа, мистика и учёного Пифагора. При этом у пифагорейцев начинали проявляться признаки тайного общества современного типа – так, они активно участвовали в политической жизни. Аналогичная ситуация сложилась с тайными обществами и в Древнем Риме – они также делились на сугубо религиозные, членство в которых было связано с мистическим табу, и те, которые в большей степени увлекались философией и использовали появляющиеся связи для упрочения своих позиций в общественной жизни и государственной карьере.
Было ли христианство тайным обществом
Богатые традиции тайных обществ существуют и в монотеистической религиозной традиции, например, в иудаизме. Так, исследователи рассматривают как тайное общество, основанное на специфическом религиозно-мистическом учении, такое явление, как каббалистику. Каббала представляет собой эзотерическое учение, основанное отчасти на ветхозаветных священных текстах иудейской религии и появившихся уже в течение новой эры текстов по иудейскому богословию, отчасти на философских теориях гностиков и неоплатоников II-V веков новой эры. При этом как тайное общество Каббалу характеризует закрытая с помощью сложной системы толкований текстов и даже символов структура. Сердцевиной учения является некое тайное знание, сокрытое от общего внимания в текстах и символах, открыть которое может лишь только посвящённый.
Вместе с тем активно обсуждается вопрос, являлось ли на раннем этапе своего существования христианство тайным обществом. Часть специалистов считает, что такая трактовка характера раннехристианской религии вполне оправдана: так как первые христиане, жившие на территории языческой Римской империи, вынуждены были скрываться от гонений, для совершения своих богослужений собирались тайно в укромных местах, существовала своя система опознавательных знаков, по которым христиане могли узнать друг друга в обществе язычников, и так далее. Большинство же учёных считают причисление христианства к тайным обществам некорректным. Во-первых, для феномена религиозной группы, отделившейся от некоей традиционной религии, существует понятие «секта». И в отношении первых христиан, отделившихся от иудейской ветхозаветной религии, действительно понятие «секта» является более адекватным обозначением.
Во-вторых, христианству на всех этапах его существования и развития не были присущи характерные признаки тайных обществ. Так, тайные общества изначально формируются для тайной деятельности, само достижение их цели предусматривает сохранение закрытого характера организации. То обстоятельство, что христиане были вынуждены в Римской империи исповедовать свою религию тайно, было обусловлено преследованиями со стороны властей, а не закрытым характером организации. Напротив, то обстоятельство, что, как только преследования со стороны власти прекратились, христианство сразу начало широкую миссионерскую деятельность, привлекая в ряды верующих всё большее число людей, противоречит самому понятию тайного общества. Тайные общества сохраняют свой закрытый характер, потому что именно с этим они и связывают успех своей деятельности и достижение цели. Если цель достигается, то существование тайного общества перестаёт иметь смысл. Поэтому в отношении христианства объективным будет следующее утверждение: на раннем этапе своего существования христианство может быть охарактеризовано как секта по отношению к иудаизму, но называть его тайным обществом неверно.
Александр Бабицкий