История тайного общества розенкрейцеров в России имеет во многом те же черты, что и в других странах. Так как розенкрейцеры по своим убеждениям вполне вписывались в достаточно размытую и общую философию общего масонского течения, да и действовали чаще всего внутри масонских лож, отделить собственно розенкрейцеров от масонов дело непростое. Поэтому зачастую понятия «розенкрейцеры» и «масоны» воспринимаются как синонимичные, поэтому история розенкрейцеров в России почти сливается с масонской.
История продолжительностью в несколько лет
В действительности история деятельности в России «настоящих розенкрейцеров», то есть тех, которые признаются таковыми подавляющим большинством исследователей вопроса, ограничивается десятью годами в конце XVIII столетия. В 1782 году в Москве появилось первое российское «отделение» розенкрейцеров под руководством немца Шварца. Собственно, основу и руководящую верхушку розенкрейцеров в России составляли именно немцы как своего рода духовные инструкторы и учителя, которые должны были подготовить себе смену уже из российских последователей.
На первом этапе, длившемся примерно год, этот филиал, именовавшийся орденом «Златорозового креста», действовал в рамках общемасонских лож. В результате были отобраны те люди, которые в наибольшей степени интересовались непосредственно учением и деятельностью розенкрейцеров, и они в1783 году подавали именные прошения о принятии в собственно главное розенкрейцеровское общество. Но перейти к какой-то действительно серьёзной регулярной деятельности российские розенкрейцеры, к которым, по некоторой информации принадлежал и знаменитый мыслитель и публицист Николай Иванович Новиков, просто не успели. Сначала в 1784 году умер Шварц, затем в 1787 году по разным обстоятельствам Россию покинули практически все немецкие «инструкторы», а ещё спустя пару лет Екатерина II серьёзно взялась за борьбу с масонством и прочими тайными обществами. Розенкрейцеры в этой связи пострадали более всего, организованные ими типографии были разгромлены, а литература уничтожена. Новиков, как известно, был на несколько лет заточён в Шлиссельбургскую крепость, другие розенкрейцеры были высланы из Москвы. На этом примерно к 1792 году известная деятельность несомненных розенкрейцеров в России и завершилась. Возможно, отдельные сторонники розенкрейцеровского учения в стране и были на протяжении XIX века, но они действовали в рамках других масонских лож.
Революция – благодатное время для тайных обществ
Начало XX века, предреволюционные и революционные годы в России были временем, когда прежде существовавшие тайные общества как-то проявляли себя, а новые появлялись в значительном количестве и разнообразии. Вот и название «розенкрейцеры» снова всплыло в общественной жизни России. Но все они к настоящим розенкрейцерам отношение имели весьма относительное, так как никакой связи между международным тайным обществом розенкрейцеров и этими обществами не было. Русские «розенкрейцеры» начала прошлого века были выросшими на национальной почве теоретиками, которые лишь использовали звучное название. Существовало несколько таких групп: например, действовавший с 1916 по 1933 годы орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов», или оккультное движение 1925-1929 годов «Розенкрейцеровский орден «Эмиш редевиус»».
Но благодаря сохранившимся в достаточном количестве документам наиболее полное представление сегодня можно составить об обществе, основанном Борисом Михайловичем Зубакиным в 1912 году и известном как «Духовное братство Lux Astralis». Зубакин не именовал себя и своих последователей истинными розенкрейцерами, скорее он позиционировал свой тайное общество как последователей розенкрейцеров. При этом он пытался соединить в одном учении определённые христианские и философские принципы, заявлял о бессмертии души не только в мистическом, но и в физическом плане (душа как носитель света) и так далее. «Духовное братство Lux Astralis» просуществовало до 1937 года, когда Зубакин и ряд других членов общества были арестованы по обвинению в создании фашистской организации и антисоветской деятельности. В 1938 году Борис Зубакин был расстрелян.
Современное российское розенкрейцерство
Вопрос о том, насколько те организации, которые в нынешней России именуют себя розенкрейцерами или наследниками этого общества, имеют отношение к настоящим розенкрейцерам, ещё более запутанный и сложный. Во-первых, не совсем понятно, что представляют собой сами розенкрейцеры в современном мире, кого считать сегодня «эталонными розенкрейцерами». Во-вторых, в России в настоящее время действует две крупные организации, которые именуют себя розенкрейцерами. Одна из них это русскоязычная секция «Древнего мистического ордена Розы и Креста» (ДМОРК), девиз которой звучит как «Самая широкая терпимость при самой строгой независимости». По некоторым данным, это общество появилось в Советском Союзе ещё в середине семидесятых годов, однако сегодня оно не имеет существенного влияния.
Гораздо более серьёзной является так называемая Международная Школа Золотого Розенкрейца, российское отделение которой с начала девяностых годов зарегистрировано как «Философское общество последователей Розенкрейца». В настоящее время общее число последователей этой организации в России оценивается минимум в несколько сотен человек, иногда говорят более чем о тысяче человек. У общества существуют свои особые ритуалы, своего рода храмовые службы, однако главное внимание уделяется пропаганде среди юного поколения. Так, в Санкт-Петербурге с периодичностью раз в месяц проводятся занятия с двумя группами детей Юных членов Школы Золотого Розенкрейца, в большинстве своём детей взрослых членов общества, знакомят с основными концепциями гностического учения при помощи аллегорических сказочных рассказов.
Александр Бабицкий