Немного найдётся современных религиозных организаций со столь сложной, запутанной и неоднозначной идентификацией, как у «Свидетелей Иеговы». Дело в том, что до сих пор продолжаются споры, к какому же догматическому направлению относится эта организация: к протестантизму как ветви традиционного христианства, к парахристианским течениям, то есть тем, которые восприняли лишь некоторые аспекты христианства, или их учение в принципиальных моментах не имеет с христианством ничего общего.
Сложности со статусом
«Свидетели Иеговы» в качестве своих непосредственных предшественников имеют организацию «Исследователей Библии», которая стала одной из множества религиозных групп, выросших на почве протестантской идеологии в США во второй половине XIX столетия. Основателем этого общества стал религиозный деятель и издатель Чарльз Тейз Рассел, который на первом этапе своей жизни был активным участником другой новообразованной религиозной группы, адвентистов . Однако в 1878 году, после того как не сбылось очередное адвентистское пророчество о Втором пришествии Христа. Рассел разочаровался в этой организации и основал собственное религиозное общество под названием «Исследователи Библии».
Первоначально эта группа также занималась вычислением времени Второго Пришествия и Расселом даже была определена дата – 1914 год. Однако вскоре идеологическое направление начало меняться и «Исследователи Библии» принялись переосмысливать на новый лад всё Священное Писание. Особенно этот процесс усилился после 1916 года, когда скончался Рассел и члены организации находились в духовном кризисе. Лидером организации становится Джозеф Франклин Рутерфорд, который постепенно вносит изменения в вероучение и организационные принципы группы, что приводит в 1931 году к образованию «Свидетелей Иеговы» в том структурном и догматическом виде, в котором они и существуют.
С того момента Свидетели ведут активную миссионерскую деятельность, благодаря чему к началу XXI столетия численность активных членов организации во всём мире достигла 7,5 миллионов человек. В последнее время численность Свидетелей достаточно стабильна, сама организация имеет различный статус в разных странах мира. Нет проверенной информации, зарегистрированы ли «Свидетели Иеговы» в США как религиозная или только как издательская организация, в ряде стран она действует как общественная группа, многие страны не признают её религиозной группой.
Является ли определение «секта» негативным?
Одним из основных направлений общественно-идеологической деятельности «Свидетелей Иеговы» является борьба против обозначения их организации как секты. В этом вопросе Свидетели ориентируются в первую очередь на устоявшиеся особенности восприятия современного общественного сознания, в которых понятие «секта» имеет заведомо негативный смысл. «Свидетели Иеговы» делают акцент на экспертных заключениях тех религиоведов, социологов и историков, которые не усматривают в их вероучении явных деструктивных, тоталитарных, человеконенавистнических и иных негативных элементов. Однако традиционное устоявшееся значение понятия секта в религиозном понимании означает религиозную группу, которая исповедует вероучение, имеющее отличия от религиозной доктрины или нескольких религиозных доктрин, на которых эта группа основывается или к которым апеллирует как к авторитетным. То есть секта это любое учение, которое содержит элементы традиционных религий, но отличается от них. Поэтому в религиозном отношении «Свидетели Иеговы», которые активно используют терминологию и некоторые вероучительные моменты иудаизма (через Ветхий Завет) и частично христианства, являются именно сектой.
В первую очередь сектантский характер «Свидетели Иеговы» проявляется в отношении христианства, ведь именно к христианским мотивам, прежде всего, обращаются возвещатели, то есть проповедующие члены организации, когда ведут «пропаганду» среди населения. Но даже беглого ознакомления с вероучением Свидетелей достаточно, чтобы понять, что, по сути, оно кардинально отличается от христианского. Прежде всего, Свидетели не признают фундаментальный догмат христианства о Святой Троице, о тройственной Божественной природе, состоящей из Бога-Отца, Бога-сына и Святого Духа. Свидетели именуют такое учение «дьявольским» и признают лишь единого Бога, Иегову. Следовательно, Иисус Христос не является для них Богом, он лишь Его сын, первый из его творений, вовсе не равный Иегове. Отрицая Воскресение Христа в его телесном, пусть и преображённом, облике, а также учение о бессмертии души и об «ограниченном числе мест» в раю (в последних двух пунктах они схожи с учением Адвентистов Седьмого дня), «Свидетели Иеговы» противоречат главным христианским догматам.
Сложности и с христианством, и с государством
Не должно вызывать удивления настороженное, а подчас и враждебное отношение к «Свидетелям Иеговы» со стороны традиционных христианских конфессий (сами Свидетели историческое христианство считают язычеством). Так, в традиционно католических странах, таких, как Польша, Католическая церковь рассматривает «Свидетелей Иеговы» как один из основных источников духовной опасности как для своих прихожан, так и для мирян, ещё не сделавших свой выбор. Аналогичную позицию занимает, к примеру, и одна из древнейших христианских церквей, Армянская Апостольская церковь. Её представители также неоднократно заявляли о том, что против идентификации «Свидетелей Иеговы» с христианством и классифицируют эту организацию как тоталитарную секту.
В настоящее время у «Свидетелей Иеговы» меньше конфликтов с государственными структурами различных стран, нежели раньше из-за особых представлений Свидетелей о патриотизме, о верности конкретному государству, об исполнении специфических обязанностей в отношении государства – например, службы в армии. Всё это прежде считалось «предательством Иеговы». В настоящее время Свидетели взяли курс на исполнение законов тех стран, в которых они живут и ведут свою деятельность. Однако в последние годы у «Свидетелей Иеговы» возникает всё больше конфликтов с различными государствами, в основе лежат разнообразные причины: это и отказ от переливания крови даже в условиях медицинской необходимости, и непрозрачная финансовая деятельность организации, во многом основанная на финансовых потоках от новообращённых членов организации, и ряд скандалов по обвинению членов организации в педофилии, обусловленной закрытым характером организации, и отказ многих государств признать деятельность Свидетелей в первую очередь религиозной, а не коммерческой или издательской.