Мужеложество
Католическая церковь была официально признана императором Константином в начале IV века. Довольно скоро религиозные лидеры, они же «духовенство», превратилась в отдельный привилегированный класс. И хотя безбрачие стало обязательным для католического только в XII веке (2-й Латеранский Собор, 1139), многие отцы Церкви выступали за введение целибата уже начиная с IV века. На Эльвирском соборе (Испания, 306 г. н.э.) были впервые рассмотрены вопросы сексуального поведения духовенства, в том числе блуда и супружеской верности. За нарушение установленных на Эльвирском соборе канонов поведения предусматривались разного рода наказания, в том числе отлучение или публичное покаяние. Кроме того, результаты Собор отражают официальное отношение Церкви к сексуальным отношениям с лицами своего пола: мужчины, имеющие половые сношения с мальчиками или юношами, лишались причастия даже на смертном одре.
Наиболее явное и беспощадное осуждение сексуальных связей духовенства выражено в Книге Гоморры Святого Петра Дамиана (1051). Петр Дамиан был фанатичным реформатором Церкви и жил в обществе, в котором нравственный упадок духовенства не только был широко распростран, но даже считался нормой. В своей книге Петр Дамиан изобличает пороки духовенства, в том числе блуд, прелюбодеяние и мужеложество, и призывает Папу Римского Льва IX принять соответствующие меры.
Полное бездействие и покрывательство
Реакция Папы представляет собой вопиющий пример бездействия, которое демонстрируют и современные иерархи Церкви. Папа Лев IX поблагодарил Петра Дамиана и установил правдивость приведенных им фактов, однако не внял совету Дамиана предпринять решительные меры и исключить виновных из рядов духовенства. Папа решил лишить сана только тех, кто неоднократно нарушал заповеди и церковные каноны в течение длительного периода времени.
Неоднократные нарушения духовенством целибата подробно описаны в церковных документах средневекового периода. Средневековые ученые подтверждают, что блуд был обычным явлением в среде католического духовенства. Прелюбодеяние, случайные половые связи с незамужними женщинами и гомосексуальные отношения с подростками и юношами были нормой. Так, говоря о сожительстве, один известный историк писал: «Неоднократная суровая критика неподобающего поведения духовенства поместными церковными советами в XII-XIII веках дает основание предположить, что безбрачие оставалось далеким и недостижимым идеалом на католическом Западе. В Англии, особенно на севере, священники открыто сожительствовали с женщинами; это явление было распространено и во Франции, Испании и Норвегии».
Проблема или норма?
Мужеложество в среде священнослужителей оставалось общеизвестной проблемы, хотя и не привлекало такого внимания со стороны законодателей, как сожительство, что, возможно, объясняется попытками запретить браки среди духовенства. На 4-м Латеранском соборе (1215) было высказано суровое осуждение нарушения обета безбрачия. Однако, помимо этого, Собор осудил также мужеложество среди священнослужителей и постановил, что виновные в этом преступление подлежат лишению духовного сана или принудительному пожизненному заключению в монастырь. Первое было равносильно социальной изоляции, а второе – тюремному заключению.
Средневековые документы показывают, что гомосексуальные отношения среди священнослужителей были менее распространены, чем блуд с женщинами. Совсем другое дело монахи. Хотя они также сожительствовали с женщинами и даже вступали в тайные (незаконные) браки, тот факт, что они принимали обет безбрачия и добровольно обрекали себя на жизнь в закрытом пространстве среди других мужчин, то есть жили практически в изоляции, месяцами не видя женщин, означал, что круг их сексуальных контактов был существенно ограничен. Поэтому монахи были печально известны сексуальными связями с несовершеннолетними мальчиками. Уставы многих монастырей прямо запрещали подобные связи. Так, Папа Римский Бенедикт запретил двум монахам спать в одной постели, а также спать без одежды и без света. Часто монахов ожидали более суровые наказания за нарушения устава, чем других священнослужителей. Более того, гомосексуальные отношения между священнослужителями были настолько распространены, что мужеложество было принято считать «прерогативой» духовенства.