Политика Ватикана в отношении священнослужителей-педофилов: круговая порука молчания
Как теперь известно, на протяжении десятилетий церковное начальство неоднократно игнорировало жалобы на священников-педофилов и даже покрывало их недостойное поведение.
Как правило, виновного священнослужителя просто переводили в другой, отдаленный, приход или епархию, где они через некоторое время вновь принимались за старое и растлевали детей ничего не подозревающих прихожан. Эта политика отрицания и укрывательства планомерно проводилась в совершенно разных епархиях, в разных странах, и даже на разных континентах, что оставляет ощущение того, что это не случайность, целенаправленная политика церковных властей.
Так и есть. По предписанию Ватикана, епископы и кардиналы обязаны сохранять в тайне недостойное поведение священнослужителей. Разумеется, это предписание держали в секрете; оно было негласным. Но в 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II изложил его в письменной форме, особо оговорив, что все обвинения против священников должны передаваться на рассмотрение в Ватикан, который решает, давать ли делу дальнейший ход, или нет.
Вместо того чтобы лишиться сана, многие священнослужители-педофилы сделали блестящую карьеру, занимая административные посты. Представители церкви часто употребляют такие слова, как «сострадание» и «исцеление», но говорят они не о жертвах преступников в сутанаах. Они призывают относиться к педофилу и насильнику детей как к раскаявшемуся грешнику. Вместо приговора и тюремного заключения его ожидает покаяние и отпущение грехов.
Хотя подобный подход можно считать гуманистическим, он совершенно не помогает предотвратить повторение сексуальных преступлений в будущем. Гораздо более эффективным сдерживающим фактором была угроза быть пойманным и оказаться в тюрьме.
При отсутствии угрозы наказания преступника сдерживают только границы его распущенности и возможности, которые у него есть для совершения преступления.
Похвальная терпимость, которую демонстрируют иерархи Римско-католической церкви , к растлителям и насильникам детей не распространяется на священников, виновных в других, куда менее тяжких, преступлениях.
Показательное сравнение
Если вспомнить о тех радикально настроенных священниках, которые бросили вызов церковной иерархии в борьбе за:
- теологию освобождения;
- отмену запретов на использование контрацепции и аборты;
- отмену традиции целибата священнослужителей;
- разрешение однополых браков;
- разрешение женщинам принимать сан;
- правду в делах о педофилии в Римско-католической церкви.
Карьера таких священников очень быстро заканчивается, часто они становятся объектами внутреннего расследования.
Иерархи Церкви забывают, что педофилия – это уголовно наказуемое преступление, и, как граждане светского государства, священники обязаны соблюдать законы точно так же, как миряне.
Церковное начальство неоднократно выступало сообщником преступлений, играя активную роль в препятствовании торжеству справедливости. Церквные чиновники «не рекомендуют» прихожанам обращаться в органы государственной власти.
Они не предлагают никакой пастырской помощи несовершеннолетним жертвам и их семьям. Они не проводят расследование, чтобы узнать, не стали ли другие дети жертвами священников-педофилов. Более того, некоторым жертвам, подавшим гражданские иски против Церкви, угрожают отлучением от церкви или исключением из католической школы. Иерархи Церкви подрывают их авторитет и даже подают встречные иски. Так, отвечая на обвинения в том, что один из священников в его подчиненн изнасиловал шестилетнего мальчика, кардинал Бернард Лоу ответил: «Мальчик и его родители сами виноваты в случившемся, так как были слишком беспечны».