Каждого человека со школьной скамьи, где он впервые встречается с историческим повествованием, хотя бы раз посещала мысль - а как развивалась бы история, если бы в тот или иной момент определённое событие не случилось или имело иной исход? Со временем этот логический ребус перестаёт быть детской игрой ума и превращается во вполне философские размышления о вариативности исторического процесса, о роли личности и случая в истории и так далее. Даже в исторической науке можно встретить такой термин, как развилки истории - ключевые моменты, в которые историческое развитие могло пойти по одному, по второму, по третьему варианту…
Случай - категория вполне научная
Практически все рассуждения о вариативности и альтернативности истории содержат в себе понятие случая, случайности. Существует даже отдельный взгляд на историю как на последовательность сплошных случайностей, между которыми существуют лишь кратковременные причинно-следственные связи. Они не выстраиваются в логическую последовательность, не составляют тенденцию и могут быть в любой момент кардинально изменены другой случайностью. Между тем понятие случайности, разумеется, не научное, но вот категория случая вполне подвергается научному анализу. С бытовой точки зрения именно рассмотрению механизма случая посвящено такое междисциплинарное научное направление, как синергетика.
Синергетика рассматривает развитие сложных неравновесных систем, к которым относятся самые разные системы, начиная от химических и физических и заканчивая биологическими и социальными.
Самая общая суть синергетики может быть описана как изучение механизма, причин и структуры развития систем, то есть выбора системой одного из множества вариантов дальнейшей модели существования. Синергетику интересует, как у системы появляется несколько вариантов развития, в какой момент эти варианты становятся равнозначными, какие условия определяют выбор одного из вариантов и тому подобное. Очень наглядной сферой приложения синергетики может быть процесс эволюции, то есть естественный процесс отбора тех функций и механизмов живых организмов, которые впоследствии становятся их родовыми признаками. Важнейшей составляющей синергетики является понятие «точка бифуркации»: кратковременное критическое состояние системы, в котором она становится неустойчивой и либо может разрушиться, либо перейти на новый качественный уровень.
Применим ли альтернативный подход к истории?
Логично, что в современной науке предприняты попытки применения синергетического подхода, в первую очередь теории о точках бифуркации, к истории. Точки бифуркации в истории представлены, согласно данным изысканиям, так называемыми переходными периодами, или развилками истории. Эти периоды характеризуются критическим состоянием общественных отношений, которое в итоге приводит либо к масштабным кризисам (экономическим, военным, политическим, социальным), либо становится отправной точкой этапа продуктивного развития.
Таким образом, в историческом процессе точки бифуркации обычно изображаются следующим образом: в 1818 году российским император Александр I поручил ряду своих государственных деятелей разработать секретные проекты отмены крепостного права. Однако эти проекты не были реализованы - в итоге Россия не стала одной из наиболее передовых мировых держав, а осталась крепостной страной ещё на полвека. В итоге в обществе накопились огромные социальные и имущественные противоречия, которые привели к появлению революционных тенденций, породивших сначала революцию 1905-1901 годов, а затем 1917-ый год и превративших России в тоталитарное государство.
Или, например, Великая Депрессия в США с конца 1920-х по конец 1930-х годов: потенциально глубокий экономический и социальный кризис мог привести к существенному снижению роли Штатов в мировой политике. Однако благодаря социальным и экономическим преобразованиям, а также начавшейся Второй Мировой войне, США укрепили свои позиции и в итоге превратились в единственную мировую сверхдержаву. Однако представители академической науки призывают относиться к перенесению материала синергетики в историческую науку весьма осторожно. Чаще всего подобные инновации являются не более чем разновидностью альтернативной истории , не имея никаких системных оснований.
Александр Бабицкий