Культы карго и их появление
В 1940-х годах движение Джона Фрума стало еще более популярным, И тут случилась удивительная вещь – в Вануату высадилось около 300 тысяч американских солдат. Островитяне были поражены богатством и силой чужеземцев, которые охотно делились с ними продуктами питания, лекарствами, кока-колой и даже деньгами. Многие островитяне были привлечены для строительства укреплений в качестве рабочей силы и получили (относительно) щедрое вознаграждение. Их жизнь была настоящим раем – они получили все вожделенные материальные блага европейцев, не жертвуя при этом своими традиционными свободами. Обещания Джона Фрума был чудесным образом выполнены.
Так что, культ Джона Фрума – это нечто больше, чем просто глупое суеверие, которое сводится к тому, чтобы построить из бамбука нечто похожее на док и ожидать прибытия волшебных судов с грузом. Так часто описывают культы карго, и это описание не вполне справедливо. Местное население было жертвами самого настоящего угнетения, порабощения, и вдруг появился некий человек, который пообещал им свободу, и выполнил свои обещания довольно быстро и с лихвой. Да это же фактически исполнение пророчества, хотя на самом деле не более чем случайное совпадение.
С другой стороны, многие другие религии не способны и на такое. Поэтому вполне понятно, логично и даже закономерно, что современные сторонники культа Джона Фрума по-прежнему вглядываются в море и небо, ожидая, когда боги вновь пошлют им от щедрот своих. Один современный вождь островного племени вспоминает: «Джон был одет во все белое, как американские военные моряки, и именно тогда мы узнали, что Джон был американцем. Джон сказал, что когда война закончится, он приедет к нам в Танну и приведет за собой корабли и самолеты, полные груза, как у американцев в Виле».
Как появляются культы
Культы карго возникали много, много раз, и далеко не все из них были вызваны к жизни Второй мировой войной. Культ карго возникает и процветает тогда, когда примитивное сталкивается с развитым. Один из самых ранних известных культов карго возник на побережье Папуа-Новой Гвинеи (у Маданга), когда русский путешественник-антрополог Николай Миклухо-Маклай прожил там некоторое время в 1870-х годах, привезя с собой подарки из ткани и стальные инструменты.
Сто лет спустя на острове Новый Ганновер сформировался культ, члены которого верили, что если бы они могли заполучить американского президента Линдона Джонсона и сделать его своим королем, это привлекло бы к ним тонны груза. Они восстали против австралийских властей, создали свое собственное правительство, собрали бюджет и предложили… купить Линдона Джонсона у США за 1000 долларов. Предложенная ими цена, конечно, наивна, но подумайте, что бы произошло, если бы Джонсон согласился: план изобретательных туземцев сработал бы даже лучше, чем они могли вообразить.
Смешение христианства с местными суевериями иногда приводит к возникновению довольно интересных проблем. Во время Второй мировой войны некоторые австралийские племена были обеспокоены кощунственным, по их мнению, сочетанием принципов культа карго с заповедями Иисусом в Папуа-Новой Гвинее. Австралийцы наняли некоего просвещенного служащего из Новой Гвинеи по имени Яли, который находился в хороших отношениях с миссионерами, чтобы тот ездил по островам и развенчивал мифологию культов карго. После окончания войны Яли был награжден поездкой в материковую часть Австралии, где он увидел три вещи, очень смутившие его и заставившие пересмотреть работу, которой он посвятил последние нескольких лет.
- Во-первых, его смутило очевидное богатство австралийцев по сравнению с жителями Новой Гвинеи.
- Во-вторых, его поразила коллекция священных артефактов Новой Гвинеи, выставленная в Музее Квинсленда, которая, как он подозревал, была украдена австралийцами и стала первоосновой для всех нажитых ими материальных благ.
- В-третьих – и это поразило простодушного Яли больше всего – он ознакомился с теорией эволюции Дарвина. Все привело Яли к выводу, что австралийские миссионеры, которые проповедовали историю об Адаме и Еве, Эдемском саде и Мессии, лгали ему.
В конце концов, Яли рассудил, что он был прав, когда проповедовал отделение христианства от культов карго, но только был не на той стороне.
Урок для современников
И хотя культы карго на первый взгляд могут показаться смешным суеверием примитивных народов, на самом деле они не совсем иррациональны. Безусловно, они в высшей степени наивны и основаны на отсутствии понимания причинно-следственных связей, но нужно отдать их последователям должное: они делают все возможное, чтобы понять и упорядочить происходящие события. Но если в чем эта система верований и подводит их, так это, как вполне очевидно, в том, что заменяет необходимость упорно трудиться для достижения цели. Слепая вера в то, что некие ритуалы заменят им развитие, необходимое для получения результата, мешает им нормально жить. Это урок, который будет полезен для всех верующих, и на этот урок должны обратить самое пристальное внимание миссионеры и социальные работники.
Вместо того чтобы снисходительно улыбаться дикости туземцев и их забавных верований, или пытаться заменить их систему ценностей другой, мы должны дать им инструменты, необходимые для создания их собственных грузов.