Взрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 году: один из крупнейших терактов на железной дороге

взрыв поезда Невский экспресс 2009 годЖелезнодорожный вид транспорта по праву считается одним из наиболее безопасных и комфортных. Он, несомненно, безопаснее автомобильного транспорта и в силу психологических факторов более комфортабелен авиационного транспорта (из-за страха многих людей перед полётами и большой высотой). Однако в том случае, когда речь идёт о террористических актах, ни одни из видов транспорта не может быть абсолютно надёжным и безопасным. Это подтвердила катастрофа поезда «Невский экспресс» 27 ноября 2009 года.

Хронология событий

Крушение поезда произошло 27 ноября примерно в 21 час 30 минут на железнодорожном перегоне Угловка – Лыкошино в районе деревни Хмелёвка, что на границе Тверской и Новгородской областей. С рельсов сошли три хвостовых вагона поезда в результате разрушения путей, причём последние два вагона полностью отделились от состава и перевернулись, а третий вагон сошёл с рельсов, но остался присоединённым к остальному поезду. Уже вскоре после аварии машинист поезда заявил, что непосредственно перед катастрофой слышал взрыв. Факт взрыва впоследствии был подтверждён – на его месте была обнаружена воронка диаметром примерно в метр.

 

По вопросу, когда же медики прибыли на место крушения поезда, в средствах массовой информации единой версии нет – разница составляет от периода в 8 минут до периода в полтора часа. Впоследствии власти заявили, что на месте крушения была использована ещё одна взрывчатка, которая, однако, на полную мощность не сработала. Взрыв произошёл на следующий день, 28 ноября, когда на месте аварии велись спасательные, восстановительные и следственные мероприятия. По наиболее правдоподобной версии, вторая бомба была заложена с целью взрыва с максимальным количеством жертв среди людей, прибывших на место катастрофы. Однако серьёзным образом в результате второго взрыва никто не пострадал.

В общей сложности – более ста пятидесяти жертв

взрыв поезда Невский экспресс 2009 годПо официальны данным, на момент катастрофы в поезде «Невский экспресс» находилось в общей сложности 682 человека, из них 653 было пассажирами. Непосредственно на месте крушения и до прибытия пострадавших в медицинские учреждения погибли и скончались 25 человек. Ещё двое пострадавших умерли на следующий день в больницах, ещё одна женщина скончалась от последствий повреждений спустя полтора месяца, в январе 2010 года, так что окончательное число погибших в результате аварии «Невского экспресса» составило 28 человек. 13 человек получил травмы различной степени тяжести. Примечательно, что среди раненых оказалась Наталья Новикова, которая также была среди пострадавших в аварии поезда «Невский экспресс» двумя годами ранее.

В момент проведения спасательной операции шестнадцать человек числились пропавшими без вести: в конечном итоге один человек из этого списка был опознан среди погибших, одна женщина обнаружена не пострадавшей, оставшиеся четырнадцать покинули место крушения самостоятельно до прибытия спасательных служб и объявились позднее.

Версии случившегося

Весьма скоро после самого крушения была обнародована официальная версия, которая, с учётом показаний машиниста и наличия на путях воронки от взрыва, логичным образом звучала как террористический акт, было и возбуждено уголовное дело по соответствующей статье Уголовного Кодекса. Впрочем, какое-то время в Интернете и в средствах массовой информации циркулировали и альтернативные версии, например, об обусловленности аварии плохим состоянием железнодорожного полотна, неисправностью локомотива или так называемым температурным выбросом пути (то есть самопроизвольной разрядки температурного напряжения в рельсах, ведущей к его искривлению). Но вскоре террористический характер аварии стал более или менее очевиден и выдвигаемые версии стали касаться не столько вопроса, что послужило причиной нарушения целостности железнодорожных путей, сколько проблемы, какие факторы привели к столь большому числу жертв и пострадавших.

Выводы судебно-медицинской экспертизы свидетельствовали о том, что главным «виновником» стольких ранений, в том числе и смертельных, стал не взрыв, а полученные повреждения от ударов при падении сошедших с рельсов вагонов и удар одного из вагонов о бетонные опоры линии электропередач вдоль железной дороги. Эти факты были выдвинуты некоторыми экспертами и журналистами, которые развили это обстоятельство в версию о том, что одним из основных поражающих факторов стали ненадёжные кресла в вагонах «Невского экспресса». Так как по свидетельствам очевидцев, в отделившихся от состава вагонах практически не осталось кресел, оставшихся на своих местах. Впоследствии обнаружилось, что незадолго до аварии кресла в поезде были заменены на более лёгкие немецкого производства, однако представители немецкой фирмы заявили, что они не продают свои изделия в Россию. Следовательно, эти кресла были приобретены у неких перекупщиков, которые не смогли бы предоставить все сертификаты о полном соответствии этих изделий всем стандартам безопасности и надёжности.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи