На самом деле обнаружить в истории гибели «Титаника» что-то действительно новое и на самом деле неизвестное практически невозможно: столкновение пассажирского лайнера с айсбергом и последовавшая за этим трагедия является одним из наиболее изученных специалистами событий прошлого столетия. Однако большинство людей знакомы лишь с официальной точкой зрения, более или менее представленной в знаменитом фильме Джеймса Кэмерона. Вместе с тем существует ещё и огромное количество других, подчас довольно любопытных, версий произошедшего в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
Стальная версия
О том, что сама конструкция «Титаника» оказалась не приспособленной для противостояния факторам, сложившимся в ходе столкновения парохода с айсбергом, известно практически всем. Специалисты довольно подробно разобрали все просчёты, допущенные как на стадии составления инженерного проекта, так и на стадии строительства. Однако в 1990-е годы, когда удалось поднять первые куски обшивки «Титаника», появилась версия о том, что самый большой пассажирский лайнер своего времени фактически был обречён на гибель.
Такой вывод был сделан после того, как лабораторные эксперименты установили повышенную хрупкость стали, из которой была сделана обшивка корпуса «Титаника». Сталь столетней давности оказалась очень низкого качества, содержание фосфора в ней было повышено, что делало её чрезвычайно хрупкой в ситуации «хрупкого излома». Именно такая ситуация возникла, когда айсберг «прочертил» своеобразную линию на борту парохода: более качественная сталь просто вогнулась бы внутрь, никаких бы пробоин не образовалось, вода не попала бы в трюм и «Титаник» мало того, что остался бы на плаву, но и смог бы добраться, пусть и значительно медленнее, до пункта назначения.
Впрочем, у этого предположения есть и немало противников, главный аргумент которых в том, что сталь с «Титаника» сравнивалась по своим характеристикам с современной судоходной сталью. Тогда как сталь на других кораблях начала XX обладала примерно такими же характеристиками. Получается, что всё корабли того времени были в равных условиях повышенного риска, «Титанику» же просто не повезло оказаться в эпицентре совпадения роковых обстоятельств.
Что ещё могло погубить «Титаник»
Не могло обойтись такое событие и без рождения теории заговора . В данном случае теория весьма увлекательная: согласно ей, никакой «Титаник» 15 апреля 1912 года не тонул, это был его корабль-близнец «Олимпик», на котором просто нарисовали другое название. Суть в том, что компания, построившая эти два лайнера, к тому времени находилась в плачевном финансовом состоянии, имея множество долгов. В 1911 году «Олимпик» столкнулся с английским крейсером «Хоук» и получил повреждения, достаточно серьёзные, чтобы потратить много денег на их ликвидацию, но недостаточно серьёзные, чтобы получить выплату от страховой компании. И тогда владельцы «Титаника» и «Олимпика» якобы пошли на махинацию: они подменили корабли и «Олимпик» под видом «Титаника» вышел в плавание, в котором его специально столкнули с айсбергом. Предполагалось, что судно получит повреждения, достаточные для выплаты страховки, но при этом не утонет, однако получилось иначе. Данная версия была опровергнута уже в конце 1980-х годов: со дна океана подняли детали корабля, на которых стоял строительный номер «401» - это был номер «Титаника», у «Олимпика» был номер «400».
Также имеются и другие более или менее рациональные версии гибели парохода. Одна из них гласит, что «Титаник» отправился в плавание с пожаром на борту. Предполагают, что в отсеках, где хранился уголь, ещё в порту начался пожар, который предполагали потушить уже в плавании – задержка с отправлением могла стоить больших убытков. Именно по этой причине якобы судно шло с такой высокой скоростью, которая и стала одним из факторов столкновения с айсбергом. Но пожар потушить не удалось, в момент столкновения с ледяной глыбой произошёл взрыв и именно пожар стал фатальным для лайнера. Разумеется, выдвигалась версия и о потоплении «Титаника» в результате торпедной атаки с немецкой подводной лодки, но она опровергнута не только показаниями очевидцев, но и данными осмотра корабля.
Немного мистики
Наряду с гипотезами причин гибели «Титаника», основанными на рациональных предположениях, предостаточно и мистических версий одной из наиболее известных морских катастроф. Достаточно известно предположение, более похожее на исторический анекдот, по которому «Титаник» был едва ли не дьявольским кораблём. В подобном ключе некоторые интерпретировали серийный номер корпуса корабля: написанные от руки цифры 390904 кому-то увиделись как надпись на английском «No Pope», то есть «Нет Папы Римского». И якобы за это корабль и понёс божественное наказание.
Можно встретить слухи о неких магических артефактах, перевозимых на борту «Титаника», которые и оказали негативное влияние на судьбу корабля. Так, по одной версии это был некий проклятый драгоценный камень, судьба которого была связана со множеством смертей и преступлений, поэтому всё, что было с ним связано, терпело неудачу. Другая версия сообщает о некоей древнеегипетской мумии, вроде как перевозимой на корабле каким-то американским профессором. И ящик с этой мумией был расположен недалеко от капитанского мостика: именно воздействием какого-то древнеегипетского проклятия или магии в данном случае объясняется ряд не самых удачных решений, принятых капитаном парохода непосредственно перед столкновением с айсбергом и после него.
Александр Бабицкий