Какие-то люди, города, здания и так далее обретают славу благодаря событиям или явлениям, длящимся годы или даже века, включающие в себя множества действий. А к кому-то слава приходит очень быстро, после одного-единственного события, чаще всего крупномасштабного и трагического. Линкор германского военного флота «Бисмарк» относится ко второй категории – так как для того, чтобы войти в историю, ему оказалось достаточно совершить только один боевой поход.
Главный корабль нацистского флота
Для нацистской Германии линкор «Бисмарк» был особым кораблём не только потому, что это был первый полноценный линкор, который страна смогла поставить себе на вооружение после отмены унизительных ограничений Версальского мирного договора. И с этой точки зрения «Бисмарк», строительство которого началось в 1936 году, был для немцев символом возрождения их военной мощи – не случайно при спуске линкора на воду 14 февраля 1936 года присутствовал лично Гитлер. С 1940 года, когда корабль официально вступил на боевое дежурство в составе военно-морского флота, «Бисмарк» был самым большим действующим линкором в мире. Совокупность высокой скорости (около 30 узлов), возможности за счёт большого топливного резерва совершать длительные океанские рейды и огромной огневой мощи (на линкоре находилось 62 артиллерийских орудия, в том числе восемь орудий калибра 380 мм) делала «Бисмарк» одним из главных средств осуществления военно-морской доктрины Третьего Рейха.
История сложилась так, что «Бисмарк» совершил лишь один боевой поход, который, впрочем, стал легендарным в истории мирового военного мореходства. Перед линкором и тяжёлым крейсером «Принц Ойген» была поставлена задача: пройти через Балтику, затем через Датский пролив попасть в Атлантику, где «Принц Ойген» должен был начать действия против торговых судов противника (прежде всего англичан), а «Бисмарк» должен был отвлекать от него вражеские военные суда. Однако за двумя кораблями, вышедшими из порта 18 мая 1941 года, практически сразу началась полномасштабная охота: «Бисмарк» был опознан английскими кораблями и разведывательными самолётами, так что уже 22 мая с базы британского флота вышла целая эскадра во главе с флагманом, линейным крейсером «Худ». Однако первоначально «Бисмарку» и «Принцу Ойгену» удалось оторваться от преследователей, которые искали их южнее фактического местоположения.
Когда даже враги восхищаются
24 мая два крупнейших корабля английской эскадры, «Худ» и линкор «Принц Уэльский» наконец обнаружили два немецких корабля в Датском проливе и начался бой. В ходе активной артиллерийской перестрелки «Бисмарк» получил определённые повреждения, однако сумел уничтожить «Худ»: залпом было поражено хранилище боеприпасов, и линейный крейсер был просто разорван взрывом изнутри, из более 1400 членов команды выжили лишь трое. «Принцу Уэльскому» тоже пришлось нелегко, но немцы решили не преследовать его: манёвры «Бисмарка» позволили «Принцу Ойгену» продолжать свою боевую задачу и уйти в Атлантику, а командир линкора решил продвигаться в один из захваченных немцами портов на атлантическом побережье Атлантики.
Но к тому моменту новость о гибели крейсера «Худ» уже дошла до Британии, военные власти которой поставили своему флоту задачу любыми силами и средствами отомстить за свой флагман и уничтожить «Бисмарк». Численность эскадры, отправившейся за «Бисмарком», достигал одиннадцати военных судов, среди которых было несколько линкоров. Тем не менее, более чем на полутора суток «Бисмарк» сумел уйти из поля зрения англичан. Но в первой половине дня 26 мая немецкий линкор был обнаружен с британского разведывательного самолёта, засёкшего его в 690 милях от французского порта Бреста, где его могла бы прикрывать немецкая авиация. «Бисмарк» был атакован самолётами-торпедоносцами с авианосца «Арк Ройял» и получил серьёзные повреждения, из-за которых заклинило рулевой управление и линкор не мог маневрировать, а лишь идти прямым курсом или кружить на месте.
Утром 27 мая 1941 года «Бисмарк» догнали тяжёлые корабли английской эскадры и в течение более часа фактически расстреливали его. Не имея возможности маневрировать и получая всё более тяжёлые повреждения, «Бисмарк» так и не спустил боевого флага, отстреливаясь до тех пор, пока была возможность. Когда же повреждения стали фатальными, был отдан приказ открыть кингстоны, то есть затопить корабль, не дав возможности противнику захватить его. Многие из германских моряков и не пытались отплыть от корабля, а взбирались на его киль (при затоплении «Бисмарк» перевернулся) и ушли под воду в боевом построении. Из более чем 2200 членов экипажа «Бисмарка» выжило около двухсот: британские корабли начали принимать немцев на борт, однако, заметив рядом перископы немецких подводных лодок, прекратили спасательную операцию и покинули место боя. Английские моряки были впечатлены мужеством противника и во многом благодаря их воспоминаниям, как и воспоминаниям выживших немцев, единственный боевой поход «Бисмарка» стал легендой.
Александр Бабицкий