На протяжении тысяч лет корабли тонули во время войны, стихийных бедствий и в некоторых случаях даже из-за человеческой ошибки. Выявлена десятка самых крупных и самых известных кораблекрушений, которые когда-либо происходили.
Подводные лодки стали одним из наиболее эффективных средств вооружения XX-XXI веков. Тем более после того, как во второй половине прошлого столетия они стали атомными как в прямом – то есть источником энергии для их движения и функционирования стали атомные реакторы, – так в переносном смысле слова – то есть они стали носителями боеголовок с атомным боезарядом. Однако сложность, технологичность и эффективность подводных лодок оказались не в состоянии уберечь их от гибели в мирное время, с 1945 года, момента окончания Второй Мировой войны, и по настоящее время. Причём далеко не все случаи гибели подлодок квалифицированы как катастрофы.
Когда корабли тонут, это практически всегда связано с какой-либо тайной или загадкой, в некоторых случаях действительно существующей, нередко – просто выдуманной любителями сенсаций. Но когда военный корабль гибнет не посередине океана, не под ударами штормов и не в бою, а просто взрывается в порту и тонет, унося с собой жизни сотен людей, тут уж поневоле возникнут теории заговора. Так и произошло с историей о гибели линкора «Новороссийск».
Германия вступила во Вторую Мировую войну с двумя сверхмощными линкорами типа «Бисмарк»: помимо корабля, давшего название этому типу, в их число входил и линкор «Тирпиц». По замыслам германского командования, одного лишь присутствия этого мощного корабля в зоне военных действий было достаточно, чтобы сдерживать активность противника. Собственно, линкор «Тирпиц» в течение нескольких лет успешно выполнял эти задачи, однако, в конце концов, он стал известен, как грозный линкор, погибший так и не сделав ни одного выстрела по вражескому кораблю.
Гибель атомной подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 года в Баренцевом море явилась одной из наиболее знаковых катастроф в российской истории. При этом она отнюдь не была самой крупной по масштабам разрушений или по количеству погибших: практически при каждой из участившихся авиакатастроф людей гибнет больше, чем 118 членов экипажа «Курска». Однако обстоятельства гибели подводной лодки, освещение СМИ безуспешной спасательной операции, критика в адрес действий властей и существующие альтернативные теории придали этому трагическому событию особое значение.
Мореплавание всегда было опасным занятием. Разумеется, чем больше развивалась прикладная наука, чем более совершенные технологии использовались в сооружении кораблей, тем уровень опасности передвижения по морским волнам снижался. Но полагать, что море укрощено и если речь идёт о современных кораблях и относительно непродолжительных плаваниях, то никакой опасности нет, является большим заблуждением. Что и продемонстрировала трагедия, случившая в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года с эстонским паромом «Эстония».
Какие-то люди, города, здания и так далее обретают славу благодаря событиям или явлениям, длящимся годы или даже века, включающие в себя множества действий. А к кому-то слава приходит очень быстро, после одного-единственного события, чаще всего крупномасштабного и трагического. Линкор германского военного флота «Бисмарк» относится ко второй категории – так как для того, чтобы войти в историю, ему оказалось достаточно совершить только один боевой поход.
Мировые войны всегда являются следствием целого комплекса причин и разногласий, которые могут накапливаться десятилетиями – но начинаются они по каким-либо конкретным поводам. Первая Мировая война началась в 1914 году благодаря наличию повода в виде убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараево, Вторая Мировая была развязана Гитлером в 1939 году под предлогом инсценированной гестапо диверсии польских националистов в приграничном немецком городе. Третья Мировая война, причём уже атомная, могла начаться в 1961 году из-за советской подводной лодки К-19…
На самом деле обнаружить в истории гибели «Титаника» что-то действительно новое и на самом деле неизвестное практически невозможно: столкновение пассажирского лайнера с айсбергом и последовавшая за этим трагедия является одним из наиболее изученных специалистами событий прошлого столетия. Однако большинство людей знакомы лишь с официальной точкой зрения, более или менее представленной в знаменитом фильме Джеймса Кэмерона. Вместе с тем существует ещё и огромное количество других, подчас довольно любопытных, версий произошедшего в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
|