Гибель линкора «Новороссийск»: простор для версий

гибель линкора НовороссийскКогда корабли тонут, это практически всегда связано с какой-либо тайной или загадкой, в некоторых случаях действительно существующей, нередко – просто выдуманной любителями сенсаций. Но когда военный корабль гибнет не посередине океана, не под ударами штормов и не в бою, а просто взрывается в порту и тонет, унося с собой жизни сотен людей, тут уж поневоле возникнут теории заговора. Так и произошло с историей о гибели линкора «Новороссийск».

Не так страшен взрыв, как некомпетентность

Линкор Черноморского флота «Новороссийск», затонувший 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя, имел итальянские корни. Собственно, до 1948 года это был итальянский дредноут «Джулио Чезаре» (Юлий Цезарь), построенный в эпоху Первой Мировой войны. Он достался СССР в счёт репараций, которые он получил с побеждённой Италии после Второй Мировой войны. Переименованный в Новороссийск, линкор находился в запущенном состоянии, так что с момента приёма корабля и до 1955 года «Новороссийск» семь раз направлялся на ремонтные работы.

 

28 октября 1955 года «Новороссийск» пришвартовался в Северной бухте Севастополя, после чего часть команды сошла на берег в увольнительную, на борту осталось примерно полторы тысячи человек. В 1 час 30 минут ночи 29 октября под носовой частью корабля с правого борта раздался взрыв, мощность которого составляла не менее тонны в тротиловом эквиваленте. В носовых кубриках сразу погибли более 150 человек, корабль получил огромную пробоину. «Новороссийск» начали отбуксировать на мелководье во избежание затопления, однако прибывший на место ЧП командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко приказал приостановить буксировку.

Когда она была возобновлена, было уже поздно – линкор осел на мягкое дно и его уже невозможно было сдвинуть с места. Также присутствующие на месте офицеры предлагали Пархоменко начать эвакуацию находившихся на корабле матросов и солдат, а также членов спасательных команд с других кораблей. Но командующий отказался, позднее мотивируя своё решение надеждой спасти корабль. В четыре часа ночи «Новороссийск» резко лёг на левый борт, а к вечеру 29 октября полностью затонул. В результате этого погибли около 600 человек, большая часть из которых находилась внутри корабля. По мнению экспертов, если бы линкор был сразу отбуксирован на мелководье, этих людей можно было бы спасти.

Официальная версия случившегося

гибель линкора НовороссийскПри расследовании инцидента одной их первых версий была диверсия, всё-таки в самом разгаре была «холодная война», а Черноморский флот СССР играл важную роль в геополитической расстановке сил в Европе. Однако комиссия в итоге отвергла этот вариант и после изучения всех доступных материалов пришла к выводу, что гибель «Новороссийска» стала следствием не холодной, а Великой Отечественной войны. Дело в том, что в ходе войны немцы, отступавшие из Крыма в 1944 году, установили вдоль черноморского побережья и в особенности в районе Севастополя большое количество донных магнитных мин. Основная часть их была обезврежена в ходе специальных работ по разминированию акватории Чёрного моря, однако отдельные мины встречались спустя годы и даже десятилетия.

При этом комиссия обратила внимание на то, что гипотетическая диверсия могла быть успешной, так как выяснилось, что меры охраны бухты Севастополя от диверсионных операций была на крайне низком уровне. Но никаких реальных свидетельств об осуществлении против линкора диверсии найдено не было, а вот версия о мине была весьма правдоподобной. К тому же в последующие пару лет в прилегающий к Севастополю акватории было найдено почти два десятка таких мин. Правда, они были уже неопасны, однако отдельная мина вполне могла сохранить свои боевые свойства. Также комиссия признала главным виновником гибели людей в результате затопления «Новороссийска» командный состав Черноморского флота, не сумевшего принять адекватные меры в ходе спасательной операции, и в первую очередь вице-адмирала Пархоменко, который был снят с должности и понижен в звании.

А вдруг всё-таки взорвали?

Разумеется, спустя десятилетия, когда свобода слова объединилась с модой на сенсации, официальная версия гибели линкора «Новороссийск» была поставлена под сомнение прежде всего журналистами. Они вытащили отвергнутые следствием версии произошедшего и принялись их развивать и даже придумывать новые версии. Самой популярным предположением стала гипотеза о диверсии, причём были выдвинуты сразу двое «претендентов» на звание диверсантов. Прежде всего, это итальянцы, которые якобы не смирились с тем, что бывший итальянский дредноут, носивший имя великого Юлия Цезаря, был передан бывшим врагам. Также, по мнению некоторых публицистов, диверсию могли осуществить английские спецслужбы, которые не хотели допустить осуществления якобы имевшихся у СССР планов по оборудованию «Новороссийска» ядерным оружием.

Конечно, у этих версий нет реальных доказательств, а в случае с английской версией так и напрямую имеются логические противоречия (во-первых, нет никаких данных о подобных планах советского командования; во-вторых, зачем оснащать ядерным оружием старый и ненадёжный корабль?). Но сенсационные версии редко принимают в расчёт факты: то проявилось и в двух других версиях о причинах взрыва. Одна из них это детонация корабельного боезапаса – несмотря на то, что в случае такого взрыва пострадали бы и находившиеся рядом корабли, да и очевидцы утверждали, что до самого затопления боезапас был в целости). Другая утверждает, что взрыв и вовсе был произведён КГБ для того, чтобы дискредитировать командование ВМФ и провести необходимые кадровые перестановки – как будто нельзя было этого сделать и без гибели корабля и сотен людей.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,