Подводная лодка К-19: в двух шагах от атомной войны

подводная лодка К 19Мировые войны всегда являются следствием целого комплекса причин и разногласий, которые могут накапливаться десятилетиями – но начинаются они по каким-либо конкретным поводам. Первая Мировая война началась в 1914 году благодаря наличию повода в виде убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараево, Вторая Мировая была развязана Гитлером в 1939 году под предлогом инсценированной гестапо диверсии польских националистов в приграничном немецком городе. Третья Мировая война, причём уже атомная, могла начаться в 1961 году из-за советской подводной лодки К-19…

Авария ценой мира во всём мире

Атомная подводная лодка К-19, спущенная на воду в 1959 году и принятая в состав Военно-Морского Флота в 1960 году, быстро снискала себе славу несчастливой: несколько человек погибли ещё на стадии конструирования лодки и при её эксплуатации. Кроме того, в апреле 1961 известное ЧП К-19 датируется 3-4 июля 1961 года. В то время атомная подводная лодка участвовала в учениях «Полярный круг» и находилась в водах близ принадлежащего Норвегии острова Ян-Майен (в 500 километрах к востоку от Гренландии).

 

3 июля при возвращении подлодки на базу в 4 часа утра приборы показали падение мощности правого реактора, а затем и падение давления до нуля. Это означало, что система охлаждения атомного реактора не работала и реактор постепенно нагревался. В скором времени это грозило огромным выбросом радиоактивного пара, который в условиях замкнутого пространства подводной лодки привёл бы к атомному взрыву. Помимо неминуемой гибели подлодки и всего экипажа это могло иметь серьёзнейшие международные последствия. «Холодная война» была в самом разгаре, отношения между СССР и США находились в фазе острых разногласий, которые спустя примерно год приведут к Карибскому кризису. В этих условиях атомный взрыв в том секторе Мирового океана, который считался подконтрольным силам НАТО мог послужить поводом для начала открытой конфронтации, Третьей Мировой войны.

Воинский долг - это сделать всё возможное и даже больше

подводная лодка К 19Командир подводной лодки К-19 капитан второго ранга Затеев принял решение всплыть на поверхность и попытаться не допустить худшего развития событий. Для этого была разработана схема внештатной системы охлаждения реактора: воду, которая бы снизила температуру реактора, планировалось подавать через магистраль удаления воздуха из помещения реактора. Первая попытка оказалась неудачной: стараясь начать подавать воду как можно скорее, экипаж подсоединил к магистрали воздухоудаления резиновый шланг. Но как только вода попала на раскалённый реактор, произошёл выброс радиоактивного пара, который просто разорвал резиновый шланг. При этом уровень активной радиации, который постоянно рос с момента аварии, сразу стал ещё выше.

Тем самым ситуация осложнилась: мало того, что реактор продолжал нагреваться, так ещё и экипаж получал всё большее радиационное облучение. Была составлена аварийная группа, которая в условиях радиационного фона, несовместимого с жизнью, с интервалом в десять минут приваривала к магистрали воздухоудаления металлическую трубу, которую не сорвал бы выброс пара от реактора. В результате внештатная система охлаждения была создана, вода подана к реактору и постепенно его температура была снижена с критических 400 градусов до 330 градусов.

Неизвестные герои и проклятая подлодка

После решения проблемы с повышением температуры реактора капитану Затееву нужно было решить другую задачу: уровень радиации на подлодке продолжал быть очень высоким, у многих членов экипажа налицо были признаки радиационного облучения. Затеев принял решение двигаться на юго-восток и спустя примерно сутки после аварии их заметили другие советские подводные лодки. Экипаж был эвакуирован, шестеро моряков, в первую очередь те, кто участвовал в налаживании аварийной системы охлаждения, скончались в течение нескольких суток, ещё двое моряков умерли от облучения несколько позднее. Сама лодка К-19 была отбуксирована на базу.

Впоследствии практически все члены экипажа подлодки К-19 прошли курс лечения от лучевой болезни, включавший в себя пересадку костного мозга и переливание крови. О подвиге моряков советская и мировая общественность ничего не узнала, все данные об аварии были засекречены до 1990-х годов. Сама же подводная лодка К-19 продолжила своё боевую службу, однако она было словно проклята, за что на флоте получила негласное прозвище «Хиросима». К тому моменту, как она в 1990 году была снята с боевого дежурства и отправлена в резерв, с ней произошло несколько инцидентов. В 1969 году К-19 столкнулась с американской подводной лодкой, в ходе столкновения на субмарине США лишь в последний момент был отменён приказ о торпедной атаке. В 1972 году в двух отсеках К-19 возник пожар, который унёс жизни тридцати человек (28 членов экипажа и 2 спасателей). Наконец, в 1982 году в ходе ремонтных работ в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга: серьёзные ожоги получили несколько человек, один впоследствии скончался.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,