Праздники друидов: кельты праздновали ежеквартально
В большинстве своём современные люди воспринимают праздники в первую очередь с позиции дополнительных выходных дней и возможности отдохнуть, заняться любимыми делами, развлечениями и всем таким прочим. В древности у понятия «праздник» было совсем иное значение, это был день с особым мистическим и религиозным значением, день-ритуал. Древние кельты в этом отношении не были исключением – их традиционные праздники также носили мистический характер и были тесным образом связаны с религиозными представлениями и магическими обрядами, которые проводили друиды. Во многом сегодняшняя осведомлённость о древних праздниках друидов объясняется тем, что они в том или ином виде сохранялись у кельтских народов на протяжении тысячелетий вплоть до настоящего времени.
Самайн – начало тёмного времени года
Главными для кельтов и, соответственно, для друидов, были два праздника, обозначающие начало тёмной и светлой половин года (ритуальный кельтский календарь делил на тёмные и светлые половины как месяцы – в зависимости от фазы луны, так и год – в зависимости от летнего или зимнего сезона). Праздник Самайн, отмечавший 31 октября – 1 ноября, был как раз окончанием светлой половины года и началом тёмной. Само название праздника большинством специалистов переводится как «конец лета», хотя ожесточённые споры по поводу значения названия праздника продолжаются.
Характер этого кельтского праздника был довольно противоречивым. С одной стороны, это, по сути, был «праздник урожая» - к концу октября кельты заканчивали свои сельскохозяйственные работы, собирали урожай и могли поблагодарить духов природы и различных божеств за их щедрость. С другой, начиналась тёмная половина года, когда активизировались духи умерших и тёмные божества – следовательно, к этому нужно было подготовиться и задобрить щедрыми жертвоприношениями души предков и богов подземного мира. Поэтому Самайн для кельтов это весьма насыщенный пирами, гуляниями и весельем праздник, зачастую отмечавшийся несколько дней, но с весьма серьёзными и даже мрачными мистическими ритуалами.
Может быть, 1 мая отмечают именно Бельтейн?
Второй из главных кельтских праздников это Бельтейн, отмечавшийся 1 мая и приуроченный к окончанию тёмной половины года и началу светлого полугодия. Название этого праздника в переводе с кельтских языков означает «сияющий огонь» и связано как с содержанием праздника, так и с культами некоторых кельтских богов. Проводя аналогии со славянскими языческими праздниками , можно смело говорить о том, что Бельтейн - это друидская версия Ночи на Ивана Купала. Начало светлой половины года было ознаменовано радостью от пережитой зиме, от того, что тёмные силы на ближайшие месяцы оставят людей в покое, и предвкушением торжества жизни.
Торжество жизни же выражалось в самых непосредственных формах: проводились ритуалы освящения священным огнём, зажигалось множество костров, вокруг которых ходили люди и проводились животные, также был обычай прыгать через костры. Ну и, как во всех языческих традициях в весенних и летних праздниках, весьма силён был мотив новой жизни, плодородия, зачатия и так далее. На Бельтейн помимо обычных празднеств распространён был обычай ритуальных сексуальных связей между молодыми людьми и девушками, на одну ночь снимались практически все табу, а браки, начало которых было положено общением в эту ночь, считались особенно сильными и почти священными.
Кварталы тоже нужно было праздновать
Внутри тёмной и светлой половин кельтского года тоже были свои середины, которые также имели для друидов мистический смысл и соответствующим образом праздновались. Вообще деление всего напополам, согласно представлениям о дуализме мира, о сосуществовании света и тьмы, добра и зла, женской и мужской природы, было особенно важным для верований кельтов. Так что неудивительно, что особенно торжественно отмечались четыре праздника в году. Середину тёмной половины года, наступавшую 1 февраля, знаменовал собой праздник Имболк, праздник очищения и надежды на будущее наступление весны. К этому моменту уже прошла середина тёмной половины года, был разгар зимы, наиболее тяжёлое время всего года. Этот момент требовал очищения от уже оказанного воздействия тёмных сил, чтобы быть в состоянии выдерживать их ещё три месяца. Но при этом Имболк это и праздник надежды – половина трудного пути уже пройдена, к тому же на этот период обычно выпадала пора появления приплода у домашнего скота, что символизировало собой вечный круговорот жизни.
Своего рода противоположностью Имболку был праздник середины светлой половины года Лугнасад, справлявшийся 1 августа. Для кельтов это было начало осени, к тому же этот день был посвящён богу лугу, выполнявшему функции солярного, солнечного божества – название праздника и переводилось как «свадьба Луга». Лугнасад был в полной степени аграрным праздником, прославлявшим плодотворную энергию солнца, позволявшую выращивать урожай. При этом кельты в этот день ещё и стремились задобрить солнечного бога – так как на тот момент основной урожай ещё не был собран и только от божества зависело, будет ли с урожаем всё в порядке и смогут ли в конце осени люди получить достаточно запасов, чтобы пережить зиму, тёмную половину года. Таким образом, Лугнасад был своего рода залогом выживания кельтского общества, поэтому он имел серьёзный табуированный оттенок – в этот период вводилось множество запретов, нарушение которых могло разгневать богов (например, запрещались разводы, долговые тяжбы и тому подобное).
Александр Бабицкий