В исторической науке принято вести отсчёт истории Османской империи с 1299 года и заканчивать его 1922 годом, когда монархический строй на территории современной Турции завершил своё существование. Формально так и есть, империя турков-османов просуществовала 623 года. Однако на первом этапе существования и развития это государство, конечно, нельзя было назвать империей. Начало Османской империи не было одномоментным событием. Это явление, растянувшееся во времени и занявшее периоды нахождения у власти трёх первых правителей государства.
Нечасто правитель даёт своё имя целому народу и государству
Османской империи и самого этнически-политического понятия «турки-османы» не было бы без Османа I Гази, главы одного из тюркских племён, расположившихся к XIII веку в Анатолии, на восточных землях Византийской империи. Именно он не только заложил основы будущей империи, но и дал название государству (Османская империя) и системообразующему этносу (турки-османы). Осман был сыном правителя одного из тюркских племён, которые в XIII веке во множестве существовали в Малой Азии на осколках империи турков-сельджуков, к тому времени находившихся в вассальном подчинении у монголов. В 1281 году, в возрасте 24 лет, Осман Гази унаследовал власть над своим племенем – и уже через 18 лет объявил о создании собственного суверенного государства.
Такому успеху способствовали как минимум три благоприятных обстоятельства.
- Во-первых, родовые земли Османа находились в весьма выгодном стратегическом районе. Они были достаточно удалены от сферы непосредственных действий монголов на Востоке и находились в соприкосновении с землями находящейся в упадке Византийской империи на Западе.
- Во-вторых, это способствовало концентрации здесь активных исламских элементов, охотно откликавшихся на призывы к «священной войне». Вести войну с монголами они не имели возможности, враг был, безусловно, сильнее, воевать на восточном направлении было самоубийством. А вот западное направление было весьма благоприятным: противник был не в лучшем состоянии, а количество боеспособных воинов возрастало.
- В-третьих, сам Осман Гази оказался талантливым полководцем и блестящим организатором. К моменту своей смерти в 1326 году, к окончанию 45-летнего правления, Осман посредством военных действий против других тюркских племён и в пограничных районах Византии увеличил территорию своего государства, расположившегося у юго-восточного «угла» Мраморного моря, примерно в 10 раз.
Сын оказался достоин отца
Сын и наследник первого правителя, Орхан I, первым своим масштабным мероприятием осуществил переезд столицы из родового центра Сёгют в только что захваченную византийскую крепость Бурсу, обладавшую лучшим стратегическим положением. Орхан был младшим сыном Османа I , однако занял престол благодаря своим выдающимся государственным способностям, ставшим очевидными ещё при жизни отца. На следующий год после прихода к власти Орхан сделал следующий шаг по развитию государственной системы – он начал чеканить собственную серебряную монету получившую название акче. Кроме того, именно этот правитель заложил фундамент будущих блестящих военных побед и масштабных завоеваний Османской империи.
Фактически Орхан провёл военную реформу, результатом которой стало появление регулярной армии. До этого момента османы вели военные действия почти исключительно средствами конного тюркского ополчения, состоявшего как из дружин правителя и знати, так и из присоединившихся ревностных мусульман, стремившихся участвовать в священной войне. Ни пехоты, ни инженерно-сапёрных войск практически не было. Именно поэтому, например, османы в течение почти десяти лет штурмовали Бурсу – имея в наличии лишь конницу, сложно захватить укреплённую по всем правилам военной науки крепость. Орхан создал регулярный пехотный корпус, подчинявшийся непосредственно правителю и набиравшийся из всех желающих, в первую очередь из населения покорённых районов. Единственным условием было принятия этими воинами ислама. Данный корпус при преемниках Орхана был преобразован в корпус янычар и стал отборной военной силой империи.
Орхан I увеличил территорию государства примерно впятеро, причём действовал не только военными, но и политико-дипломатическими средствами. Он блестяще воспользовался резким ослаблением позиций Византии, в которой началась гражданская война, и захватил северное и северо-западное побережье Малой Азии. Более того – впервые османы получили владения на европейской территории, заняв полуостров Галлиполи. Помимо этого, Орхан I вышел на широкую международную арену, став участником борьбы за влияние в Средиземноморском бассейне. В ходе развернувшегося противостояния за морскую торговую и военную гегемонию между Венецией и Генуей он наладил с последней тесные союзнические связи. К 1359 году, моменту смерти Орхана I, он превратил полуплеменное образование, доставшееся от отца, в полноценное, динамично развивающееся государство, от которого уже в немалой степени зависела Византия.
Начало Османской империи: есть султан – есть и империя
При следующем правителе государства, Мураде I, темпы расширения территории Османской империи замедлились. Так, при нём площадь государства выросла «всего лишь» втрое, тогда как отец увеличил владения в пять раз, дед – в десять. Но, во-первых, не будем забывать об изменении масштабов – увеличивать в разы территорию микроскопической племенной территории и крупного государства это совершенно разные по сложности задачи. Во-вторых, при Мураде I государство впервые стало испытывать внутриполитические сложности, тормозившие внешнюю экспансию. Так, в течение первых нескольких лет после смерти Орхана I между его сыновьями шла борьба за власть, в которой в итоге и победил Мурад I.
После этого он принялся за активные завоевательные походы как на Востоке (были присоединены обширные территории на юго-западе Малой Азии, создавшие своеобразные коридор к морскому побережью), так и на Западе. На данном направлении увеличивалась зависимость Византии от османов. Византийские императоры подписали договор, по которому фактически превращались в вассалов Османского государства. Затем Мурад I обратил свой взор на Балканы и Южную Европу, где против него как главной угрозы сформировался межгосударственный союз.
Мурад разбил противников в 1371 году, тем самым открыв себе дорогу в Македонию и Болгарию. Почти на десятилетия активное продвижение на Запад прекратилось, так как началась ещё одна внутриосманская смута, против султана восстал собственный сын. Когда в 1380-х годах с внутренней угрозой было покончено, Мурад I уже принял титул султана, став первым султаном в истории государства и тем самым официально придав ему статус империи. Он снова двинулся на Запад и Север, захватив обширные македонские, болгарские и сербские земли. В 1389 году накануне битвы на Косовом поле, где решалась судьба всей Сербии, Мурад I был убит, однако это не спасло сербов от поражения и не остановило бурный рост Османской империи.
Александр Бабицкий