Сегодня вернулась мода на фильмы и сериалы, обладающие историческим и экзотическим антуражем. В них кипят те же мыльно-оперные любовные страсти, демонические злодеи плетут свои интриги, но зато всё выглядит красочнее и роскошнее. Благодаря одному из таких сериалов у зрительской аудитории проснулся жгучий интерес к Османской империи времён её расцвета и величия. Османская империя действительно заслуживает подобного интереса, так как это одно из самых самобытных государств, лежащих на стыке цивилизаций Востока и Запада.
От маленького племени до великого государства
История Османской империи, или Порты, как её называли в Европе, ведёт свой отсчёт с конца XIII столетия. Именно тогда правитель одного из тюркских племён, обосновавшихся в Малой Азии, провозгласил себя независимым. Благодаря удачному стратегическому положению и эффективной армии молодое Османское государство стало добиваться успехов в борьбе со слабеющей Византийской империей. Достаточно быстро, всего за полтора столетия, османы сумели окончательно повергнуть Византию, в 1453 году захватить Константинополь и превратить его в столицу собственной империи, Стамбул.
Уникальность и прочность Порты заключалась именно в её азиатско-европейском характере. С одной стороны, это были представители восточной цивилизации, воспринявшие ислам от арабов и движимые молодой и воинственной религией. С другой, они активно использовали византийское наследие в части государственного строительства и захватывали территории в Европе.
Своего расцвета Османская империя достигла к середине XVI века, в период правления султана Сулеймана I Великолепного. Именно при нём Порту стали сравнивать с Римской империей даже её враги, система внутреннего управления была отлажена как часы. Внешние же завоевания расширили границы империи до Центральной Европы на западе, Египта на юге, современного Ирака на востоке и Крымского полуострова на севере.
Правда, за периодом могущества последовала эпоха стагнации, а с начала XVIII столетия стал очевиден кризис Османской империи.
Стали нарастать внутренние противоречия между привилегированным мусульманским и подчинённым немусульманским (прежде всего христианским) населением. На внешней арене Порта начала терять позиции: со второй половины XVIII века она неизменно проигрывала многочисленные войны с Россией (исключение – Крымская война).
В начале XIX века начались реформы по государственной и экономической модернизации империи, которые привели к определённой хозяйственной активности, однако не смогли спасти государство. К XX веку фактически все европейские территории были потеряны, нарастали межнациональные конфликты (политика геноцида армян), острый внутриполитический конфликт между сторонниками западного вектора развития страны и блюстителями традиций. Первая Мировая война стала для Порты фатальной: она выбрала не ту сторону, став союзницей Германии. В итоге Османская империя потерпела тяжёлое поражение, Константинополь был оккупирован войсками стран Антанты, территория страны была разделена между победителями. В 1923 году был официально провозглашена Турецкая республика.
Как правили Османской империей
Причина того, что Порта просуществовала более 600 лет, с 1299 по 1922 годы, во многом заключалась в простоте системы государственного управления. Она была, с одной стороны, строго иерархична, с другой, открывала доступ к власти способным выходцам из самых разных социальных и даже религиозных слоёв. Органы управления разделялись на военные и гражданские – так подчёркивался активный внешнеполитический характер империи.
В военной части администрации царила строгая дисциплина, армия и её элита, пехотный корпус янычар, подчинялись непосредственно султану. Султан был наследственным правителем, принадлежавший к единой династии. Династия Османской империи формировалась из представителей одной семьи – все султаны приходились друг другу кровными родственниками, наследник всегда был одним из сыновей предыдущего султана.
При этом существовала придворная система, помогавшая султану выбрать наиболее достойного наследника, своего рода школа, по занятиям в которой наставники и советники определяли наиболее способного к государственным делам члена правящей семьи.
Характерно, что, обладая высшей властью, примерно с конца XVI века османский султан не пользовался ею.
Его сложно было назвать номинальной фигурой, однако он сосредотачивался на церемониальных функциях, на роли духовного лидера страны и военного предводителя. Каждодневное государственное управление возлагалось на министров и в первую очередь на главного министра, великого визиря, который имел очень широкие административные полномочия и в некоторых случаях обладал большей реальной властью, нежели султан. Взобраться же вверх по карьерной лестнице государственной службы мог если не всякий житель империи, то любой талантливый и образованный человек. Османская империя была довольно либеральной в кадровом вопросе, в ней вопросы национального или религиозного происхождения не были непреодолимым препятствием.
Могущественный гарем: евнухи и жены
Впрочем, исторические и государственные особенности развития Порты интересуют не многих, большинство предпочитают узнать подробности о наиболее колоритном атрибуте жизни султана и его двора. Речь, разумеется, о гареме, в котором жили наложницы султана и евнухи. Из популярных советских фильмов о Востоке («Господин назначил меня любимой женой…») у нас сложилось впечатление, что гарем должен состоять из жён султана. У османских властителей дела обстояли несколько иначе. Гаремы возникли как собрания наложниц и сексуальных рабынь султана, своего рода личный «цветник» для чувственных наслаждений. Официальными же жёнами султана были иностранные принцессы (кстати, долгое время это были дочери христианских князей и крупных феодалов), которые априори не могли согласиться на статус рабыни.
Выбирать жён и матерей официальных наследников из числа обитательниц гарема стали лишь с рубежа XV-XVI веков. Именно тогда начали появляться великие женщины Османской империи, обладавшие существенным влиянием на султана, на жизнь государства и оставившие свой след в истории. Самой знаменитой из них была любимая наложница и затем одна из жён Сулеймана I Великолепного, известная под именем Роксолана. Структура султанского гарема была следующей: отдельное и самоё почётное место занимала мать правителя (валиде). Затем по ранжиру шли официальные жёны султана, а низшую ступень занимали наложницы и рабыни. Гарем считался делом государственной важности, поэтому его курировали специальные духовные авторитеты, великий визирь и специально назначенный следить за безопасностью гарема чиновник.
Однако самыми влиятельными после султана мужчинами (если можно их так назвать) в гареме были евнухи. Традиция держать в гареме евнухов пришла в Порту из поверженной Византии, где кастрированные с детства служители были самыми влиятельными придворными. Это стало удачной находкой для гарема: не способные к полноценной интимной близости мужчины становились надёжными сторожами султанских жён и наложниц. Хотя в те времена были распространены представления, что евнухи в отдельных случаях всё-таки могут восстанавливать свою «мужественность».
Так что с конца XVI века евнухи в Османской империи были почти исключительно африканского происхождения, темнокожие. Во-первых, практика показывала, что опасную процедуру кастрации лучше переносили именно африканцы, а не европейцы (выше был процент выживших после операции). Во-вторых, если бы евнух каким-то образом мог бы вступить в интимную связь с женщинами гарема, то факт измены в дальнейшем стал бы очевиден при появлении на свет у жены или наложницы султана темнокожего ребёнка.
Александр Бабицкий