Поиск затонувших кораблей и подъём хранившихся на них сокровищ является не только увлекательным приключением, но и вполне разумным коммерческим предприятием. Потому что согласно подсчётам специалистов, на сегодняшний момент обнаружено и поднято на поверхность не более 15% затонувших в разные исторические эпохи ценностей. И в эти проценты пока что не входит груз голландского корабля «Витте Лиув», покоящегося у берегов острова Святой Елены.
Численное преимущество ничего не гарантирует
Начало XVII столетия, период наиболее ожесточённого соперничества между Голландией и Португалией за контроль торговли с Ост-Индией. Это соперничество на морских просторах принимало вид вооружённых столкновений и захвата кораблей соперника вместе с ценными грузами. В 1613 году один из таких эпизодов произошёл вблизи остова Святой Елены, который через два века станет известен как место заключения Наполеона. А тогда вблизи острова сошлись два португальских корабля и четыре голландских судна. Голландцы решили воспользоваться численным преимущество и захватить португальские корабли, но всё оказалось не так просто. Португальцы заняли выгодную позицию в одной из бухт острова, где голландцы не могли окружить их, а затем настолько удачно открыли артиллерийский огонь, что потопили один корабль и сильно повредили другой. Голландцы отступили, португальцы отправились дальше по своим делам, а потопленный корабль, называвшийся «Витте Лиув», остался хранить свою тайну на протяжении более трехсот лет.
Тайна эта была открыта французским исследователям океана и искателем сокровищ Робером Стенюи, который при изучении архивов голландской Ост-Индиййской компании неоднократно встречал упоминания о «Витте Лиуве». Стенюи проделал большую работу, не только сравнив голландские и португальские отчёты о бое 1613 года у острова Святой Елены, но и сумев заполучить копию грузовой декларации «Витте Лиува», по которой оказалось, что грузом корабля были восточные пряности, а также золото, около 1300 бриллиантов и личные ценности членов экипажа. Это была большая удача: дело в том, что большинство затонувших голландских кораблей следовали из Европы в Индию, то есть на них были европейские товары. «Витте Лиув» в последнем своём плавании шёл из Индии в Европу, то есть был заполнен восточными драгоценностями. Документы были настолько подробны, что француз сумел определить примерное местоположение корабля и начать операцию по поиску и подъёму груза.
Одна бумажка могла сохранить и время, и деньги…
Поиски корабля велись по всем правилам: сначала была проведена разведка с помощью аквалангистов, по итогам которой было установлено, что дно бухты возле острова Святой Елены благоприятно для сохранения кораблей и грузов – оно состояло из ила, а течение в бухте весьма слабое, что препятствует вымыванию предметов со дна в открытый океан. После этого была доставлена радиолокационная аппаратура и оборудование для очистки дна от ила, дно бухты было разделено на квадраты – и начались поиски.
Эти поиски сразу же увенчались успехом, стали находить множество предметов – но сложность была в том, что эти предметы были многочисленными свидетельствами бурной истории острова, служившей важной базой на пути из Европы в Азию. Здесь были обнаружены остатки нескольких кораблей и их грузов, но относящиеся к более поздним эпохам. Наконец, исследователи обнаружили шесть однотипных пушек, одну из которых сумели поднять на поверхность. Это казалась пушка с «Витте Лиува»: она была покрыта слоем перца (на корабле был мешок этой ценной для европейцев пряности), который и защитил её от воздействия морской воды – сохранилась надпись с названием корабля. Затем последовали более чем шестимесячные поиски, в ходе которых было поднято на поверхность множество предметов с «Витте Лиува»: личные вещи членов экипажа, разнообразную посуду и утварь и даже куриные яйца. Наиболее ценной находкой стали остатки посуды из китайского фарфора. Однако драгоценностей и бриллиантов так и не обнаружили.
Стенюи с командой вернулся на родину, чтобы после перерыва возобновить поиски, но возобновлять их не пришлось. В этот момент в руки искателя сокровищ попал документ, с которым он никогда бы не начал операцию: это был отчёт английского морского офицера, который своими глазами видел гибель «Витте Лиува». Этот отчёт содержал важное уточнение: корабль не просто затонул, а на нём взорвался пороховой погреб, из-за чего судно разлетелось вдребезги. Это означало, что бриллианты разбросаны на большой площади и их поиск потребует стольких затрат и времени, что становится просто нерентабельным.
Александр Бабицкий