Затонувшие корабли на Волге: отголоски войны

затонувшие корабли на ВолгеЧисто технически Волга уже давно не является самой протяжённой, полноводной и какой угодной рекой России - с тех самых пор, как российскими стали великие сибирские реки. Однако исторически и культурно Волга, конечно, главная русская река, обладающая самыми богатыми традициями судоходства. По ней уже тысячелетиями ходят корабли, так что затонувшие корабли на Волге отнюдь не редкость.

С древностями проблема

Первая мысль, которая возникает при словосочетании «затонувшие корабли», так или иначе связана с далёким прошлым, с древностью. И в этом плане, конечно, Волга за много веков собрала богатый «урожай» затонувших судов – так как она была важнейшей транспортной магистралью для самых разных народов и стран, на её берегах возникали, процветали и погибали многие цивилизации (вспомнить хотя бы Волжскую Булгарию или Золотую Орду). Волга сыграла важнейшую роль в формировании Российского государства. Поэтому теоретически старинные корабли на её дне непременно должны быть, причём в немалом количестве. Но до сих пор действительно громких подобных находок на Волге не сделано. Во-первых, систематических научных поисков толком пока и не велось - учёные всерьёз занялись подводными исследованиями на Волге лишь в 2011 году. Во-вторых, чтобы действительно старинные затонувшие суда сохранились, нужно совпадение многих факторов, что на Волге, активно «используемой» реке, довольно проблематично.

 

Так что на данный момент максимум, чем располагают исследователи, профессионалы и любители, в плане старинных затонувших кораблей на Волге, это купеческие деревянные суда возрастом в два-три столетия. Одно из подобных судов было обнаружено недавно вблизи Самары аквалангистами-любителями. Была найдена грузовая барка для самосплава вниз по течению, длиной около 25 метров и шириной 8 метров. Судно, относящееся к первой половине XIX века, интересно необычной конструкцией - вместо однослойных бортов из очень толстых досок используется трёхслойная конструкция бортов, каждый слой обшивки состоит из не слишком внушительных досок. Тем самым снижался вес судна и повышалась его маневренность. Барка затонула, судя по всему, во время половодья и осталась на месте благодаря случайности - если бы с берега не скатился огромный камень и не прижал её ко дну, она наверняка была бы унесена течением и «разошлась» по брёвнышку.

Следы войны

затонувшие корабли на ВолгеОднако искателям затонувших исторических кораблей на Волге можно не беспокоиться - благодаря трагическим и героическим страницам российской истории волжское дно представляет для них перспективное поле для поисков. Дело, конечно, о Великой Отечественной войне, во время которой Волга стала важнейшим рубежом, фактически линией фронта. Именно борьба за выход к Волге и стала стратегической причиной легендарной Сталинградской битвы. Транспортировка личного состава, перевозка боеприпасов, топлива, продовольствия, обмундирования, военной техники и тому подобного в условиях постоянного артиллерийского обстрела и атак с воздуха это самые настоящие боевые действия. Поэтому смело можно говорить, что корабли на Волге участвовали в Сталинградской битве. Историки установили, что в 1942 году из волжских пароходств для обеспечения военных действий было мобилизовано около 600 кораблей. Из них были потоплены или получили повреждения, приведшие к списанию, 224 судна, то есть около 40%. Часть из них были после войны подняты и даже отремонтированы, но остатки многих продолжают лежать на дне.

Среди них, например, буксирный пароход «Смоленск», ставший одним из первых потопленных в ходе Сталинградской битвы судов. К концу июля 1942 года немецкая авиация с помощью специальных мин с магнитно-акустическим взрывателем заминировала акваторию Волги на протяжении примерно 400 километров. Только в непосредственной близости от Сталинграда в воду было сброшено не менее 350 мин. «Смоленск» подорвался именно на одной из таких мин, а буксируемая им баржа загорелась в результате попадания бомбы. Также известна история пассажирского парохода «Александр Невский», который в конце июля 1942 года в ходе рейса по эвакуации нескольких сотен мирных жителей был атакован немецкими бомбардировщиками и загорелся. Большинство людей спаслись, так как капитан судна сумел вывести корабль на песчаную отмель и с неё эвакуировать пассажиров, но сам «Александр Невский » погиб. А в конце августа того же года был уничтожен пассажирский пароход «Иосиф Сталин» - корабль, перевозивший спасавшихся из Сталинграда жителей, был потоплен огнём немецкой артиллерии.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,