Поднимают затонувшие корабли гораздо реже, чем их же ищут. Прежде всего, зачастую не стоит такой задачи, поднимать тот или иной корабль, поиски ведутся ради ценного груза, на обнаружении и подъём которого и сосредоточены основные усилия. К тому же операции по подъёму затонувших кораблей в большинстве случаев весьма дорогостоящи, а нередко и просто опасны для тех, кто пытается поднять суда, или для окружающей среды. Хотя в подходящих для соответствующих работ условиях подъём затонувших кораблей отработан до автоматизма и имеет несколько вариантов.
Вытащить, поднять, «продуть»
В настоящее время известно три основных способа подъёма затонувших судов. Наиболее распространённым является подъём с помощью понтонов.
Специально созданные судоподъёмные понтоны крепятся под корпус судна, а затем с помощью особых насосов понтоны «продувают» воздухом, накачивают. При этом в определённый момент подъёмная сила воздуха, толкающая понтоны наверх, преодолевает удерживающий корабль на дне вес и давление воды, и судно поднимается на поверхность. Понтонный способ хорош в тех случаях, когда судно лежит на дне ровно и есть возможность присоединить к нему понтоны.
Второй из основных способов предполагает использование плавучих кранов. Это применимо для небольших судов, вес которых подходит для крана. Основными ограничениями в данном случае является вес затонувшего корабля и материал, из которого он построен - деревянные корабли нельзя поднимать краном, они попросту развалятся.
Третий способ это «продувка» самого корабля - когда нет возможности прикрепить понтоны, металлический корабли по возможности герметизируют, то есть задраивают все доступные отверстия в его корпусе, и насосами нагнетают воздух в трюм. Данный способ не всегда применим, так как многие отверстия в судне просто нельзя плотно закрыть. Также существуют и другие способы: например, если судно затонуло вблизи от берега, его можно вытянуть с суши с помощью мощных лебёдок. Наконец, экзотическим вариантом «продувки» судна является способ подъёма затонувших кораблей, продемонстрированный в популярной телепередаче «Разрушители мифов»: затонувший корабль наполняется шариками для пинг-понга, которые и выталкивают его на поверхность.
Поднимать корабли - настоящее искусство
Если затонувшие корабли искали, пусть и с минимальными шансами на успех и на относительно небольших глубинах, на протяжении нескольких последних столетий, то регулярный подъём судов стал возможен лишь в прошлом веке. До этого поднимать корабли было либо бессмысленно, либо невозможно.
До Первой Мировой войны было всего около десяти компаний, которые занимались подъёмом затонувших кораблей, причём половина из них располагались в Англии. Именно в Англии в конце XIX века была проведена первая операция по подъёму корабля со стальным корпусом - это был колёсный пароход «Вулф», затонувший в 10 милях от берега в районе бухты Белфаста. Именно Первая Мировая война стала настоящей революцией в области подъёма затонувших судов.
Как обычно, решающим оказался экономический фактор - после окончания войны мировая промышленность испытывала серьёзный дефицит металла, так как до этого на протяжении нескольких лет металл шёл в основном на военные нужды.
«Металлическая потребность» частично удовлетворялась за счёт конверсии, то есть перевода бывшего военного металла в мирную отрасль. Но за годы войны огромное количество военных, транспортных и грузовых кораблей было потоплено. Большие запасы металла пролёживали бесхозными - поэтому подъёму кораблей было уделено повышенное внимание.
Одним из пионеров «промышленного» подъёма затонувших кораблей стал англичанин Эрнест Кокс. Он обратился в Британское Адмиралтейство с предложением продать государству потопленный у Оркнейских островов германский флот по тысяче фунтов стерлингов за каждый поднятый корабль. Получив задаток, он купил списанный плавучий док, переоборудовал его, нанял команду - и за два года поднял со дна десятки немецких военных кораблей, включая и знаменитый линейный крейсер «Гинденбург». В случае с «Гинденбургом» Кокс поставил рекорд - на тот момент ещё никому не удавалось поднять корабль длиной более двухсот метров и водоизмещение в 28 тысяч тонн.
Александр Бабицкий