Затонувшие корабли просто так не ищут. Во-первых, поиски могут быть продиктованы соображениями безопасности - если перевозимый кораблём груз может представлять экологическую опасность или само нахождение корабля в определенном месте нарушает судоходство. Во-вторых, корабль может представлять историческую и культурную ценность - именно по этим мотивам так долго искали знаменитый «Титаник». Но главной причиной поиска затонувших кораблей является, разумеется, стремление извлечь материальную выгоду из поднятого груза.
Информация - половина успеха
Любой человек, занимающийся поиском затонувших кораблей профессионально, скажет, что половину или даже более успеха в подобных операциях составляет информация. Сложно искать корабль, если нет данных о том, где именно он затонул, при каких обстоятельствах и какой груз находился на его борту. Это не отменяет того факта, что многие затонувшие корабли обнаруживаются случайно, однако к поиску это не имеет никакого отношения. Искатели кораблей, а вернее, ценных грузов этих кораблей, являются своеобразным симбиозом шпионов и учёных. Особенно это относится к тем, кто специализируется на испанских колониальных судах XVI-XVIII веков, перевозивших из Америки в Европу золото, серебро, драгоценные камни в огромных количествах.
Искатели сокровищ прочесали испанские архивы, в том числе и незаконными способами, и выяснили, что до сих пор не обнаружены несколько тысяч испанских кораблей с драгоценностями на борту. Именно обнаружение конкретных указаний на места крушений и являются наиболее желанной добычей для подобных специалистов. Эти методы они переняли у учёных, которые исследуют те акватории, в которых, согласно историческим источникам, могут быть затонувшие в результате морских сражений или крупных кораблекрушений суда. Впрочем, для учёных также важны и другие типы информации, способной помочь в поисках и идентификации исторических кораблей (чтобы не спутать с другими кораблями). Так, необходимо знать типы исторических судов; различать конструктивные элементы кораблей, менявшиеся в ходе развития судостроения и мореходства; иметь хотя бы приблизительное представление о судовом имуществе конкретного корабля, а также о его грузе.
До чего техника… доплыла
Поиск затонувших судов относится к тем видам человеческой деятельности, участь которых напрямую зависит от технического прогресса. Например, музыкой человек занимался и будет заниматься вне зависимости от того, в распоряжении у него электрическая гитара или деревянная дудочка. А вот поиск кораблей это дело, прежде всего, XX века, когда технические возможности позволили определять местоположение крупных объектов на дне без непременного подводного погружения. Наука и развитие технологий подарили искателям затонувших кораблей такие приборы как гидролокаторы и ядерные частотные магнитометры, которые измеряют магнитное поле Земли и фиксируют малейшее отклонении от нормы. Таким образом находят те затонувшие корабли, которые либо находятся на большой глубине, либо настолько слились с донным пейзажем, что невооружённым глазом просто неразличимы.
Правда, технические возможности в поиске затонувших кораблей по-прежнему идут следом за информационной оснащённостью - Мировой океан слишком велик, чтобы можно было просто наугад сканировать его дно и надеяться на удачу. В тех же акваториях, где концентрация затонувших судов так велика, что можно искать и без привязки к конкретному кораблю, обычно возникают проблемы с законом. Например, в заливе испанского порта Кадис, по оценкам специалистов, находится столько затонувших кораблей с колониальным золотом и серебром, что совокупная стоимость этих объектов составляет десятки миллиардов долларов. Однако получить лицензию на официальный поиск здесь кораблей от испанского государства весьма непросто, эта процедура занимает годы. А вот в акватории Кубы с недавних пор некоторые крупные компании, специализирующиеся на поиске затонувших кораблей, работают спокойно - они достигли соглашения с кубинским правительством об отчислении определённой доли от найденного в госбюджет.
Другой проблемой в поиске затонувших кораблей с ценным грузом является вечный конфликт между учёными и искателями сокровищ. Для «поисковиков» сами корабли не представляют никакой ценности, им важен груз, хранящийся в трюме и зачастую требующий нарушения целостности судна, а то и его полного разрушения. Историки и археологи рассматривают сами корабли с точки зрения исторической и культурной ценности, как артефакты, которые в идеале желательно поднять на поверхность и сохранить в специальных условиях, а как минимум нельзя разрушать в их «естественной среде».
Александр Бабицкий