С точки зрения исследователей и просто любителей поисков затонувших кораблей Чёрное море является едва ли не идеальной территорией. С одной стороны, это одно из древнейших морей, освоенных человечеством, судоходство здесь существует на протяжении нескольких тысячелетий, так что в затонувших кораблях, начиная от древних и заканчивая почти современными, недостатка нет. С другой, Чёрное море не относится к числу экстремально глубоководных, так что в основном затонувшие корабли находятся на доступных для осмотра аквалангистами глубинах. Не зря же подводные экскурсии на затонувшие корабли стали весьма прибыльной сферой туристической отрасли на Чёрном море.
Затонувшие корабли как часть бизнеса
Подсчитать общее количество кораблей, затонувших в Чёрном море, невозможно - история местного мореходства включает в себя огромное количество судов самых разных народов, цивилизаций и эпох. У нас нет сведений о том, сколько в Чёрном море затонуло кораблей в древности (что их было немало, можно судить по достаточно сложным для деревянных судов условиям навигации), к тому же деревянные суда после многих столетий просто не сохраняются. Поэтому большинство обнаруженных на сегодняшний день затонувших кораблей Чёрного моря относятся к XX веку, который был богат на крупномасштабные военные действия в данной акватории.
Две мировые войны, в первую очередь Вторая, оставили на дне моря множество металлических кораблей, подводных лодок и сбитых самолётов. Именно такие корабли вдоль побережья и являются основными объектами туристических экскурсий. Особенно развит данный вид бизнеса в Крыму и на Черноморском побережье России. Созданы специальные карты затонувших советских и немецких кораблей (а также более «ранних» судов других государств), залегающих под водой на глубине от 10 до 100 метров. Наиболее комфортная для посещения туристическими группами глубина - до 50 метров.
Торговые, пароходы, грузовые…
Перечислить все известные затонувшие корабли Чёрного моря или хотя бы их десятую часть невозможно, но следует вспомнить о некоторых из обнаруженных на морском дне судов:
- в 2012 году при исследовании ушедшего под воду античного города Фанагория (Таманский полуостров) учёные обнаружили затонувший торговый парусник примерно VII века нашей эры, лежащий неподалёку от пристани древнего города. Несмотря на хронологическую близость к Средневековью, парусник, длина которого достигает 16 метров, построен по древнегреческой технологии;
- в первой половине XIX века неподалёку от крымского побережья, в районе Фороса, затонул и впоследствии был выброшен прибоем на скалы пароход «Александр I». В настоящее время фрагменты судна, в том числе кормовая часть с винтом, средняя часть с паровым котлом, носовая часть, якоря с цепями и другие отдельные части, лежат на глубине от 4 до 14 метров;
- в 1855 году в ходе Крымской войны близ Севастополя в результате столкновения со своим же военным кораблём затонул британский деревянный парусник Agnes Blaikie. Судно было обнаружено дайверами в 2003 году на глубине 84 метра, а в 2006 году было идентифицировано за счет расчистки судового колокола, на котором и прочитали название корабля;
- в 1916 году близ мыса Тарханкут подорвался на мине, выставленной турецкими кораблями в ходе Первой Мировой войны, транспортный пароход «Цесаревич Алексей», шедший с грузом муки и шампанского. Спустя некоторое время, уже при СССР, была произведена попытка поднять корабль, под него были заведены понтоны, но операция оказалась неудачной, пароход снова опустился на дно и при ударе раскололся надвое. В настоящее время находится на глубине 52 метра;
- в январе 1942 года при входе в порт Феодосии затонул советский транспортный теплоход «Жан Жорес». Корабль подорвался на немецкой магнитной мине и после некоторого времени, потраченного на попытки заделать пробоину, был оставлен экипажем и затоплен вместе с грузом (автомобили, зенитные орудия, боеприпасы). «Жан Жорес» лежит на глубине всего 15 метров, на расстоянии 800 метров от береговой линии, так что место его затопления до сих пор обозначено предупреждающим знаком для современных судов;
- в мае 1944 года близ мыса Херсонес был потоплен немецкий транспортный теплоход Totila, осуществлявший рейс по вывозу отступавших из Крыма германских военных частей. Totila был атакован советскими бомбардировщиками и после попадания нескольких бомб пошёл ко дну. По разным оценкам, число погибших составило от 200 до почти 4 тысяч человек. В настоящее время корабль находится на глубине 96 метров.
Александр Бабицкий