Когда появляются какие-либо легенды мирового масштаба, зачастую подобные же мифы начинают пользоваться особым интересом и «на местах». Всем известная легенда о могущественном городе Атлантиде, ушедшем под воду, на русской почве превратилась в сказание о граде Китеже, тоже якобы погрузившемся под воду, но только к этому мотиву прибавились ещё и сильные мистические элементы. И несмотря на то, что к сегодняшнему дню от истории о граде Китеже ничего, кроме этих мистических элементов, и не осталось, искателей Китежа всё ещё предостаточно.
Читать одно, видеть другое
В настоящий момент наиболее распространённая версия сказания о граде Китеже выглядит приблизительно таким образом: во второй половине XII века на озере Светлояр, что в современной Нижегородской области, владимиро-суздальские князья основали город Большой Китеж (Малый Китеж уже существовал), который отличался своею красотой и особым духовным значением для русских людей. В середине же XIII века Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, одним из первых приняла на себя удар Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович был вынужден отступить к Большому Китежу, где его преследовали монголы. Город был фактически лишён укреплений, у князя не было войска – но когда враг начал последнее наступление, по молитвам горожан из-под земли хлынули потоки воды и город буквально за несколько минут погрузился в озеро.
Именно в таком виде легенда о Китеже и обрела популярность в русской культуре начиная с позапрошлого века. Правда, при этом она мало что общего имеет с первоначальными источниками. По мнению специалистов, основана эта легенда на литературном памятнике старообрядцев «Китежский летописец», созданном в конце XVIII века. Так вот, в тексте «Китежского летописца» ни слова не говорится ни о хлынувшей из-под земли по молитвам верующих воде, ни вообще о погружении Большого Китежа на дно озера. Дословно там рассказывается о том, как князь Юрий Всеволодович пытался скрыться в Китеже от погони монголов, но враги в итоге нашли его, взяли без сопротивления город, убили князя и ушли восвояси.
После этого Китеж стал «невидимым городом», городом, который снова появится, по мнению старообрядцев, во время Второго Пришествия, а до тех пор стал мессианским городом (в христианском фольклоре мессианский город это город, обретение которого зависит от чистоты веры человека и сулит ему спасение души). Только если человек чист душой и помыслами, если он все свои силы, мысли и дела направляет на обретение Китежа, лишь в этом случае он попадёт туда. Если же человек не достоин этого града, то «покажется он ему лесом или пустым местом». Таким образом, очевидно, что появление таких деталей, как погружение города на дно озера это уже позднейшие детали, призванные сделать повествование более красочным.
Действительно – не нашли
Поэтому для специалистов легендарный и скорее философский характер града Китежа очевиден. Однако возможность обретение «древнерусской Атлантиды» стала весьма привлекательной сначала для образованной дореволюционной общественности, потом для советской исторической науки, а в последнее время для многочисленных энтузиастов из числа любителей мистики, альтернативной истории и тому подобного. Так что поиски града Китежа, якобы ждущего своего возвращения на дне озера, велись неоднократно – благо известна главная координата поисков, то есть предполагаемое местонахождение мистического города. В настоящее время озеро Светлояр находится примерно в километре от села Владимирское Нижегородской области и уже неоднократно подвергалось различным научным исследованиям. Практически можно сказать, что и берега, и дно Озеро Светлояр было прочёсаны вдоль и поперёк с использованием специальной техники и всех доступных археологических методов.
Логика была проста – если сказание о граде Китеже имеет реальную историческую основу, значит, на берегу озера существовало крупное поселение, которое в результате некоего природного катаклизма ушло на дно озера. Следовательно, на дне и на берегу должен остаться культурный слой со следами жизнедеятельности средневековых людей. Но поиски ни к чему не привели: на берегах не обнаружили почти ничего, кроме подземных укрытий старообрядцев (в этом, видимо, разгадка секрета, почему сказание о Китеже возникло именно в старообрядческой среде и было связано с озером Светлояр). Что касается дна озера, то и там никаких следов каменных построек и великолепных храмов (а сказание говорит именно о каменном Китеже) не обнаружено. Имеется ряд материальных находок, относящихся к XII-XIII векам, но их настолько мало, что они не могут быть свидетельством наличия здесь города.
Так что вопрос о фактическом существовании града Китежа можно считать закрытым. В ходже исследований правда, были сделаны любопытные открытия касательно самого озера Светлояр. Выяснилось, что его дно (максимальная глубина – около 40 метров) состоит из трёх слоёв-террас, вторая из которых как раз относится к XIII веку. Но вот относительно происхождения озера до сих пор нет единой точки зрения: высказываются гипотезы и о тектоническом происхождении (образование озера в результате смещения тектонических плит при землетрясении), и о вулканическом образовании, и о появлении в результате падения метеорита . Ясно одно – озеро Светлояр является одним из немногих и поэтому уникальных озёр европейской части России, появившимся ещё в доледниковый период.
Александр Бабицкий