Языческие праздники: религии уже нет, а праздники остались - Солнцестояния

языческие праздники солнцестояния

Языческие праздники солнцестояния: жизнь по солнцу

Почти все без исключения языческие религии особое место в своих пантеонах отводили солнечным божествам, тем самым отражая ту решающую роль, которую светило имело для жизни людей и всего мира. Поэтому вполне естественно, что дни солнцестояния имели для язычников особый мистический смысл, от соблюдения ритуалов и традиций которых напрямую зависело людское благополучие. Так сложился годовой цикл основных языческих праздников солнцестояния, каждый из которых имел своё значение.

 

20-21 марта, день весеннего равноденствия

Для всех европейских языческих народов это был праздник окончания зимы и начала весны. Фактически, проводя параллели с современными примечательными датами, это был языческий Новый год, когда года отсчитывались по вполне логичным критериям – «новая весна – новый год». Это был одновременно праздник пробуждения, надежды, прославления новой жизни. Люди праздновали то, что они пережили долгую зиму и встречают весну с её буйством жизни, пробуждением чувств и инстинктов, надеждой на плодородный год.

 

Обряды в эти праздничные дни могли быть у разных народов разными, но объединял их общий буйный характер, подчёркнутая радость по поводу избавления от тяжёлых времён и прославление весны.

 

20-21 июня, день летнего солнцестояния

Как ни странно, но в день, когда солнце находится на небосклоне дольше всего в году, основные языческие празднования проводились в тёмное время суток, то есть самой короткой за год ночью. При этом подавляющее большинство европейских языческих народов и племён включали в эти празднования три общих и обязательных компонента. Первым из них был огонь, и не просто огонь, а огонь священный, магический, обладающий свойством исцелять от физических недугов и очищать от «прилипших» к людям несчастий, злых духов, грехов и так далее. Вот почему священные костры и ритуалы около них, а также обрядовые прыжки через костры, были обязательной частью праздников на день летнего солнцестояния.

Второй компонент - это ритуальное использование трав, цветов, растений – язычники полагали, что период, когда солнце дольше всего находится на небе, является временем, когда растительность получает особую магическую силу: часть от Матери-Земли, часть от Отца-Солнца. Поэтому и сорванные и особым образом использованные на этот праздник травы обладали особой силой. Наконец, именно разгар лета как поры изобилия природы лучше всего подходил для темы интимных взаимоотношений между женщинами и мужчинами – поэтому в этот праздник не только были распространены гадания о суженых, но и снимались многие табу сексуального поведения.

 

 

22-23 сентября, день осеннего равноденствия

языческие праздники солнцестояния

Осеннее празднование особого положения солнца было, пожалуй, наиболее двойственным среди языческих праздников солнцестояния. С одной стороны, это был день, когда люди приносили благодарность всем божествам и, прежде всего, тем из них, которые так или иначе олицетворяли плодородие, жизненное начало, за полученный урожай. Главная задача на год была выполнена – у людей были запасы, с помощью которых они могли продолжать свою жизнь и строить планы на будущее. Разумеется, это было радостное событие, которое следовало отметить.

С другой стороны, именно с дня осеннего равноденствия день становился всё короче, а ночь всё удлинялась, постепенно приближалась зима. Это напоминало язычникам о другой стороне жизни, о смерти, и заставляло готовиться к зиме как в практическом плане (устраивать припасы, готовить жилища и так далее), так и в магическом (исполнять ритуалы, необходимые для защиты от всё более активных тёмных сил). Также этот праздник нередко совпадал с исполнением обрядов поминовения умерших предков, что имело особое значение при вступлении в полосу, когда, как считалось, демоны и привидения могли выбираться в мир.

21-22 декабря, день зимнего солнцестояния

Также неоднозначным был и зимний языческий праздник солнцестояния, который также включал в себя мотивы защиты от тёмных сил и сохранения сил жизни. Кстати, у разных языческих народов соотношение «тёмных» и «светлых» ритуалов на праздник зимнего солнцестояния было различным. Например, у славян это всё-таки в большей степени был мрачный день, когда праздновали не столько для своего удовольствия и радости, а чтобы умилостивить злых духов, божеств и саму смерть – так как все тёмные силы были особенно могущественны в самую долгую ночь года и от них люди могли ждать особенных неприятностей.

Вместе с тем англосаксонские племена видели в этом празднике куда больше позитива, потому что для них он был отправной точкой нового возрождения жизни – с этого момент день снова становился длиннее, весна с каждым часом приближалась. Отсюда и особые англосаксонские обряды возрождения и пробуждения солнца. Также в большинстве языческих культов день зимнего солнцестояния был связан с очистительными ритуалами, которые совершались обычно через священные омовения, особый характер носившие для женщин.

Читать дальше Масленица

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,