Каждая из цивилизаций древности была в определённой степени основана на религии. Это проявлялась в самых разных формах: в обожествлении царской власти и самой фигуры царя, в присутствии сильных магических «бытовых» верований, когда едва ли не каждое повседневное событие связывалось с божественным миром, в идентификации того или иного города или этноса с конкретным божеством-покровителем и так далее. Эти и другие черты были характерны и для религии шумеров, одной из немногих древних религиозных систем, которые можно довольно подробно реконструировать.
Нормальное язычество
Общепринятым считается классификация в качестве классического политеистического язычества религиозных систем античности, то есть Древней Греции и Древнего Рима. Однако основные черты языческой религии сложились значительно раньше, что подтверждается данными о религиозных представлениях шумеров. У шумеров был многочисленный пантеон богов, в котором только основных, «великих богов» было около полусотни. Разные боги символизировали собой различные природные стихии и явления, им приписывалось покровительство над различными сферами жизнедеятельности людей, авторство тех или иных культурных нововведений или занятий.
При этом специалисты не находят у шумеров свидетельств существования верховного бога, подобно Зевсу у эллинов или Юпитера у римлян.
Номинально верховным богом был небесный бог Ану, однако, согласно мифам, он в земную жизнь почти не вмешивался, да и остальных богов не слишком контролировал. Кроме того, различные боги считались «родовыми» покровителями для каждого из шумерских городов-государств, так что в этих городах они особенным образом и почитались. Что касается представлений о взаимоотношениях людей с богами, то шумеры считали, что люди были созданы в своё время богами из глины и собственной крови и что как люди без божественного покровительства обречены, так и боги неспособны существовать без людских подношений и трудов. Примечательно, что некоторые люди, герои, могли своими свершениями достигать божественного статуса, их обожествляли. Кроме того, сакральный характер носила и царская власть - цари считались потомками тех самых обожествлённых героев.
Никакого рая, сплошной ад
Любопытны представления шумеров о загробной жизни - в них нет как такового представления о рае как месте посмертного вечного блаженства. Подобное место имеется в мифологии практически всех языческих народов, однако шумеры подходят к этому вопросу по-другому. Так как они считают, что люди были созданы для служения богам, то после смерти людские души, неспособные трудиться на благо богам, становятся высшим силам ненужными. Это означает, что в посмертном бытие все души обречены на страдания. В подземное царство мёртвых души входят через семь входов, затем им нужно пересечь волшебную реку, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Но сделать это смогут лишь души тех людей, которые после своей смерти были погребены в полном соответствии с принятыми ритуалами.
Души же не погребённых людей обречены на вечные скитания, они вернутся на землю и будут приносить беды и несчастья живым. Правда, это не распространялось на души людей, имевших много детей или павших в бою - они считались выполнившими свои «трудовые обязанности» перед богами и за это заслужившими попадание в мир мёртвых и смягчение посмертных страданий.
Таким образом, религия шумеров не предполагала никакого посмертного воздаяния за хорошие или плохие поступки, за праведную или преступную жизнь.
Имело значение лишь соблюдение ритуалов и выполнение воли богов, служение им и их жрецам.
Жрецы - почти что каста
Жрецы составляли важную и влиятельную часть шумерского общества. Хотя, как считают историки, на этапе становления шумерской цивилизации жречества как отдельной и закрытой прослойки не существовало. С одной стороны, правящая группа включала в себя и жрецов, и военно-политических лидеров, причём нередко одни и те же люди осуществляли функции и политического руководителя, и жреца. С другой стороны, низшая часть жречества, то есть те служители культа, которые обслуживали непосредственно совершение ритуалов и следили за содержанием храмов, святилищ и идолов богов в порядке, были выходцами из низших слоёв и нередко сочетали службу с физическим трудом.
Но постепенно делало своё дело своеобразное «разделение труда», жрецы становились всё более закрытой группой, жреческие посты передавались по наследству, был введён образовательный ценз. Впрочем, совершенно закрытой кастой, наподобие брахманов в индуистской Индии, шумерские жрецы не были - при желании и способностях путь в жречество не был закрыт. Любопытно, что жрецами могли быть как мужчины, так и женщины (причём у богов разного пола), хотя, конечно, мужчины-жрецы были более влиятельны. В некоторых городах -государствах жрецы фактически были правящей группой, опираясь на идеологическое главенство и экономические ресурсы, тогда как военные предводители осуществляли власть номинально.