Мифы шумеров
Открытая благодаря расшифровке клинописи шумерская мифология стала в научном мире настоящей сенсацией. Мифы шумеров не только представили перед современными людьми особенности и содержание своей религии (так как основными персонажами были божества шумерского пантеона), они ещё и сделали актуальным вопрос о единых корнях общемировой мифологии. Выяснилось, что мифы шумеров имеют много общего с другими, более поздними мифологическими сюжетами , ставшими во многом основой общемировой культуры.
Миф о сотворении мира
Шумерская мифология не имела сформулированной в мифологии чёткой структуры мироздания (во всяком случае, на данный момент произведений с подобным содержанием не обнаружено). Однако шумеры мифологически осмыслили идею о создании мира и воплотили её в соответствующем мифе.
Согласно ему, Энки (Эа), бог мудрости и подземного мира. Правда, Энки не был создателем мира в прямом смысле слова, мироздание существовало и прежде, однако именно это божество «ответственно» за создание среды обитания, пригодной для людей. Именно он, согласно мифу, облагораживает те земли, на которых впоследствии поселились шумеры. Энки наполняет водой реки, а сами реки делает богатыми рыбой, делает плодородной почву и изобретает земледелие как таковое, превращает равнины в обильные пастбища для скота. В конце концов, он не только учит людей обрабатывать землю, выращивать скот, использовать различные ремёсла и строить дома, но и сам определяет первоначальные границы различных шумерских городов-государств.
Смертные в шумерских мифах
Несмотря на то, что главными персонажами мифологии шумеров были боги, есть в них и действующие лица-смертные, простые люди. Впрочем, таких случаев, достойных внимания, было крайне мало. Один из них связан с мифом о богине Инанне, главном женском божестве в религиозной системе шумеров. Он рассказывает о некоем садовнике, который никак не мог довести до благополучного завершения труды своих дел - каждый раз какие-то бедствия и болезни губили его урожай и растения.
В конце концов, он стал изучать звёзды и в итоге познал тайну божественных предзнаменований, проявляемых через звёзды - когда будут несчастья или, наоборот, благоприятный период. Воспользовавшись этими знаниями, он посадил в саду дерево сарбату, широкая тень которого стала простираться от востока до запада. В тени этого дерева и прилегла отдохнуть богиня Инанна, а садовник, воспользовавшись усталостью богини, во сне овладел ею. По пробуждении разгневанная Инанна наслала на земли многочисленные бедствия, но её обидчик скрылся от её гнева. Богиня отправилась за советом к богу Энки и на этом месте повествование обрывается - продолжение на табличках пока не найдено.
Библейские мотивы до создания Библии
Кроме того, смертный человек играет важную роль в ещё одном шумерском мифе, наиболее известном среди учёных, так как он ставит вопрос о возможных древних корнях библейского повествования, еврейского Ветхого Завета. Это миф о всемирном потопе . Правда, табличка с изложением этого мифа серьёзно повреждена, но всё-таки можно восстановить повествование, которое оказывается весьма сходным с библейским сюжетом о потопе. В шумерском варианте боги принимают решение уничтожить людской род, однако некоторые из них не согласны. Бог Энки предупреждает праведного царя Зиусудру о грядущем потопе, приказывает ему построить большой корабль (ковчег). В итоге Зиусудра, его семья и приближённые следуют приказу Энки и единственные выживают после всемирного потопа.
Однако миф о потопе является не единственным отрывком из шумерской мифологии, который наводит учёных на мысль о том, что частично Ветхий Завет был вдохновлён мифами шумеров и представляет собой их переработанный вариант. Например, в этих мифах есть повествование о райском обиталище богов, расположенном на востоке от Шумера (усматриваются аналогии с библейским Эдемом, также, согласно мифологической географии, располагавшемся в данном регионе). Имеется также сюжет о неких проклятых плодах, поедание которых влечёт за собой страшные беды (возможный источник сюжета о запретных плодах с райского дерева). Кроме того, есть основания предполагать, что один из мифов шумеров, в котором фигурировало ребро бога, впоследствии перекочевало в Библию в виде сюжета о сотворении Евы из ребра Адама – так как ещё одним значение изначального термина, обозначавшего божество, исцелившее больное ребро бога Энки, в шумерских мифах было «госпожа, дающая жизнь».
Александр Бабицкий