Сейды в Карелии: и «русские», и «немецкие»…
Карелия по праву является одним из наиболее самобытных регионов России. Местную природу, почти нетронутую в сравнении с центральными районами, многие рассматривают как идеальное место отдыха. На Русском Севере располагаются православные монастыри, интерес к которым как в духовном, так и в культурно-историческом смысле в последнее время стабильно растёт. Дополнительным привлекающим фактором являются и сейды в Карелии - удивительные культовые сооружения древности.
Саамы не только рыбу ловят, но и камни ворочают
Коренным населением современной Карелии, а также прилегающих районов Скандинавии, являются саамы. Эта этническая группа до сих пор во многом сохраняет собственную религиозную самобытность. А уж до прихода в эти края христианских проповедников язычество было единственной формой духовной жизни. Именно с язычеством саамов и принято связывать наличие в Карелии как одиночных сейдов, так и культовых комплексов, составленных из множества подобных сооружений.
Специалисты до сих пор спорят, что же означает само слово «сейд»: по одним версиям, данный корень связан с представлениями о духах, по другим, так обозначалось «место силы». Третий вариант предполагает, что это название значит «тайное, сокрытое знание». В любом случае сейды в Карелии были для исконного местного населения особо почитаемыми культовыми объектами. Чаще всего их рассматривали в двух ипостасях. С одной стороны, это были магические сооружения, выполнявшие функции амулета . Они должны были обеспечивать сверхъестественную защиту в повседневной бытовой жизни саамов: их жилищам, морскому промыслу, охоте, другим хозяйственным делам.
С другой стороны, сейды были тесно связаны с потусторонним миром . Саамы верили, что через эти священные объекты они могут связываться со своими представителями в ином мире - то есть с душами умерших и перешедших в новое качество предков. Именно им возле сейдов приносились жертвы, подношения и устраивались ритуалы. Особенно «сильными» считались сейды, в которые после смерти шаманов переселялась их души (или часть души) - такие объекты были чем-то вроде прямой телефонной линии в загробный мир.
«Интернациональные» сейды на Кузовах
В общей сложности на сегодняшний день в Карелии отмечено примерно дюжина отдельно расположенных сейдов и несколько комплексов, состоящих из различного количества данных памятников, имеющих также конструктивные особенности. Хорошо известны четыре самых крупных по площади и по количеству памятников комплексов карельских сейдов: на горе Воттовааре, на горе Кивакке (оба открыты лишь в начале 1990-х годов и до сих пор малоизучены), а также два комплекса на архипелаге Кузова. Эта группа островов находится в Белом море и расположена к западу от знаменитых Соловецких островов. Наиболее популярны именно эти сейды, находящиеся, соответственно, на островах Русский Кузов и Большой Немецкий Кузов.
Остров Большой Немецкий Кузов имеет около 350 сейдов, благодаря которым, кстати, и получил своё название. Дело в том, что один из трёх основных типов сейдов, расположенных здесь, местным населением называется «немцами». Саамская легенда гласит, что в древние времена на острове появились иноземцы (которых всех называли «немцы», так как они не разговаривали на местных языках, были «немы»). Они чем-то прогневали местных богов и те в отместку превратили их в каменные статуи - данные сейды напоминают именно человеческие бюсты.
Наиболее известен второй тип сейдов острова Большой Немецкий Кузов - это классическое сооружение, состоящее из большого каменного валуна, расположенного на нескольких камнях-«подставках» меньшего размера. Третий тип «немецких» сейдов - это камни среднего размера, на верхней, обычно имеющей плоской, поверхности которых расположены в той или иной последовательности мелкие камни. Что касается культового комплекса сейдов на острове Русский Кузов, то здесь на площади примерно в 7 гектаров находятся около 360 памятников. Особенностью данного святилища является наличие определённого количества особых сейдов, так называемых «каменных баб». Они расположены в основном на высшей точке острова, Лысой горе, и представляют, по некоторым предположениям, идолов местных богов, своего рода языческий пантеон. «Каменные бабы» - это похожие на «немцев» с острова Большой Немецкий Кузов каменные плиты, но здесь они с двух сторон как бы подпираются двумя меньшими округлыми камнями.
Александр Бабицкий