Всего лишь декоративный предмет?
На протяжении многих десятилетий Британский музей и Музей человека выставляли хрустальные черепа из своих коллекций, описывая их как «артефакты доколумбовой ацтекской эпохи», в соответствии с предоставленной Эженом Бобаном информацией. Но в 1990-х годах Британский и Смитсоновский музеи провели не связанные между собой исследования, в ходе которых изучили несколько хрустальных черепов, в том числе все черепа, находящиеся в музейных коллекциях и приобретенные у Эжена Бобана.
Анализ огранки и следов на поверхности черепа с помощью электронного микроскопа показал, что черепа были изготовлены с использованием технологий XIX века, в частности, поворотных режущих инструментов, идентичных тем, которые использовались ремесленниками Идар-Оберштайна в середине-конце XIX века. Теперь Британский музей описывает хрустальный череп в своей коллекции как «декоративный предмет XIX века, возможно, европейского происхождения», а не как «подлинный артефакт доколумбовой эпохи».
Череп, хранящийся в Париже, также приобретенный в свое время у Бобана, подвергся еще более тщательному анализу в 2008 году. Всестороннее исследование черепа подтвердило, что его полировка была выполнена с использованием современных инструментов. Кроме того, исследование с применением ускорителя элементарных частиц обнаружило частицы воды, использованной в процессе огранки и полировки черепа, и застывшей в кварце, что соответствует методам изготовления подобных предметов в период 1867-1886 годов.
Страх разочарования
Ни Митчелл-Хеджес, ни нынешний владелец черепа, друг семьи Билл Хоманн, никогда не позволяли исследовать череп Митчелл-Хеджес современным оборудованием. Проводить любые исследования наотрез отказались и владельцы других известных хрустальных черепов. Хрустальные черепа, находящиеся в частных коллекциях, можно увидеть на специализированных выставках, конвенциях любителей мистики или в американском городе Седоне – центре движения «Новый Век» («Нью Эйдж»). Насколько известно, ни один владелец хрустального черепа никогда не разрешал проводить контролируемые испытания с целью проверки мистических сил, которыми якобы обладает череп.
В ранней истории черепа Митчелл-Хеджес имеется немало пробелов и темных мест, поэтому проследить, как он попал из мастерских Идар-Оберштайн 1870-х годов в руки Сидни Барни в 1933 году, невозможно. Известная информация о черепе не противоречит этой истории, и нет доказательств того, что хрустальный череп может иметь другое происхождение. Есть легенда о том, как Анна Митчелл-Хеджес в лучших традициях приключенческих романов нашла хрустальный череп в разрушенной гробнице майя, но окончательно доказано, что эта история с начала и до конца является вымыслом, что подтверждает документация аукционного дома Сотбис и личные архивы Барни.
Поэтому достаточно сложно судить о мистических силах хрустальных черепов. Если предположить, что эти магические способности – наследие древних майя , жителей Атлантиды или инопланетян , значит, никакой чудодейственной силой хрустальные черепа не обладают. Но можно допустить присутствие и мистической силы неизвестного происхождения. В этом случае необходимо установить, в чем она заключается, а затем продемонстрировать ее в контролируемых условиях. Ни первое, ни второе никогда не было сделано, поэтому версия о необъяснимых мистических силах хрустального черепа – ничем не подкрепленная гипотеза.
Что мы имеем? Все известные хрустальные черепа – современного происхождения, не обладают какими-либо необычными свойствами; их неординарность не подтверждена никакими доказательствами или фактами. Словом, отличная находка для Индианы Джонса, не представляющая никакой ценности для археологии.