Сочетание трёх букв «М» стало для России нарицательным благодаря деятельности Сергея Мавроди, который построил одну из первых в начавшей жить по принципам рыночной экономики стране. Подобные схемы начали использоваться до Мавроди, активно развивались одновременно с ним и используются по сей день. Но в силу особого места в постперестроечном фольклоре и огромного числа пострадавших от этой схемы людей именно «МММ» и её основатель стали символами финансовой нечистоплотности в России.
Реклама как инструмент мошенничества
Кооператив под названием «МММ» был зарегистрирован в Москве в 1989 году, в числе его основателей были Сергей Мавроди, его брат Вячеслав и Ольга Мельникова. Именно из первых букв их фамилий и сложилось название кооператива. Впрочем, сам Сергей Мавроди впоследствии неоднократно утверждал, что единственным полноправным основателем и впоследствии руководителем компании был лишь он, Вячеслав и Мельникова ему понадобились просто для соответствия процедуре регистрации. Первоначально кооператив «МММ» занимался торговлей импортной компьютерной техникой, однако уже с 1991 года переориентировал профиль своей деятельности. Сергей Мавроди чутко воспринял новые, рыночные условия игры, которые в совокупности с аморфностью власти и стремлением населения быстро воспользоваться плодами пришедшего капитализма открывали широкие возможности. Уже тогда кооператив «МММ» начал собирать деньги у вкладчиков, гарантируя им нереально высокие проценты – до 1000% годовых.
Однако настоящая история «МММ» как финансовой пирамиды началась в 1992 году, когда была запущена крупномасштабная рекламная кампания. Реклама «МММ» признаётся экспертами по рекламному бизнесу без преувеличения гениальной. Были учтены все элементы: взят предельно простой, забавный, при этом вызывающий симпатию герой роликов по имени Лёня Голубков (актёр Владимир Пермяков), вокруг которого и крутилась вся «фабула» рекламы. В элементарной форме реклама объясняла людям, что они сегодня вложат деньги в «МММ», а через три дня могут получить сумму вдвое большую, на которую купят сапоги жене, потом себе машину, непутёвому старшему брату помогут и так далее. Афористичность используемых в рекламе выражений, ясность и доступность, граничащая с примитивностью, изложения выгод сотрудничества с компанией, прекрасное понимание психологических особенностей только-только вступившего в капитализм населения – всё это и стало залогом феноменальной популярности «МММ», ставшей в октябре 1992 года акционерным обществом открытого типа.
Миллионы «халявщиков»
Привлечение внимания для финансовой пирамиды является ключевым фактором, так как эта структура и функционирует за счёт привлечения всё новых и новых средств. Благодаря огромному притоку соблазнённых рекламой людей, также считавших, что они «не халявщики, а партнёры», «МММ» за короткое время развернула широкую деятельность. В 1992 году были выпущены акции компании, которые из-за своей ограниченной эмиссии скоро стали очень дорогими и в дополнение к ним, чтобы продолжить приток денег, были выпущены так называемые «билеты МММ», по сути не являющиеся ценными бумагами. С февраля 1994 года, когда была проведена вторая эмиссия акций «МММ», их стоимость, подогреваемая желанием миллионов людей воспользоваться возможностью быстро и без каких бы то ни было усилий заработать большие деньги, возросла более чем в сто раз.
Однако постепенно пузырь финансовой пирамиды надулся, приток денег остановился, и больше не было возможности обеспечивать рост стоимости акций и выплаты процентов по ним за счёт новых поступлений. К тому же у ряда компаний, входивших в тогда уже холдинг «МММ», начались проблемы с налоговыми органами. Непосредственно выплаты по акциям «МММ» осуществлялись до 27 июля 1994 года, после чего решением Сергея Мавроди эти ценные бумаги были обесценены в 127 раз, то есть возвращены к той номинальной стоимости, по которой выпускались. При этом он заявил, что в будущем система будет повторена и акции и билеты «МММ» снова будут расти в цене каждую неделю. Таким образом, он хотел произвести перезапуск всей схемы, то есть стимулировать людей снова нести деньги в финансовую пирамиду. Первоначально расчёт сработал и люди бросились покупать подешевевшие акции, чтобы потом заработать на повышении их стоимости. Однако 4 августа 1994 года Мавроди был арестован, в офисах «МММ» были проведены обыски, в ходе которых были установлены нарушения налогового законодательства. Сергей Мавроди объявил о банкротстве «МММ», своих денег лишились миллионы вкладчиков: точное количество людей, вложивших деньги в финансовую пирамиду, эксперты называют цифру от 10 до 15 миллионов человек.
Неугомонный «строитель пирамид»
Сергей Мавроди был вскоре отпущен на свободу, потому как в тот момент у следствия просто не было против него обоснованных обвинений. Более того, в конце 1994 года Мавроди был избран в Государственную Думу, откуда, правда, был исключён спустя год из-за неявки на заседания. В 1998 году против Сергея Мавроди было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве, однако он скрылся. В бегах он находился вплоть до 2003 года, когда был арестован в Москве и после длительного, более четырёх лет, судебного разбирательства, был признан виновным в мошенничестве и приговорён к 4,5 годам тюремного заключения. Фактически отбыв этот срок в ходе предварительного следствии, он вышел на свободу в мае 2007 года.
В начале 2011 года он запустил в Интернете проект «МММ-2011». При этом с самого начала он обозначил, что данный проект по своей структуре и принципу деятельности является именно финансовой пирамидой , что означает риск потери денег при наступлении неблагоприятной ситуации. Мавроди известен своим мнением, что при правильной организации выгодную для вкладчиков деятельность финансовой пирамиды можно продолжать почти бесконечно. Схема «МММ-2011» в точности повторяет схему «МММ», что дало основание Федеральной антимонопольной службе России идентифицировать её как финансовую пирамиду, несущую в себе элементы финансового мошенничества (не может в реальности принести объявленной доходности в 60% ежемесячно).
Александр Бабицкий