Финансовая пирамида – это вид финансово-коммерческой структуры, в которой получение дохода осуществляется посредством привлечения дополнительных инвестиций от новых участников проекта. Обещанные в качестве привлекающего фактора высокие дивиденды по вкладам для первой волны инвесторов обеспечиваются средствами, привнесёнными второй волной, для второй волны вкладчиков «оплачиваются» третьей волной, и так далее. В конце концов, приток денег заканчивается и финансовая пирамида рушится, оставляя меньшинство с прибылью, а большинство – без вложенных средств.
Принцип действия финансовой пирамиды
Все финансовые пирамиды построены на одном фундаментальном принципе, согласно которому все поступающие в проект деньги не тратятся на реальное производство, инвестирование или прочие деловые процессы. Часть средств идёт на рекламу, а остальные деньги перераспределяются между участниками финансовой пирамиды – «вышестоящие инвесторы», то есть те вкладчики, которые вложили свои деньги раньше получают свои дивиденды, «нижестоящие» удовлетворяются предложением подождать и действительно ждут, когда придут новые вкладчики и принесут новые деньги. Существует отдельная разновидность финансовых пирамид, когда первоначально та или иная компания привлекает средства для действительного ведения бизнеса, но, когда этот бизнес не приносит достаточного дохода, а выплаты инвесторам делать приходится, начинается схема чистой финансовой пирамиды. Именно таков случай с самой крупной финансовой пирамидой в истории в исполнении американского финансиста Бернарда Мейдоффа .
Разновидности финансовых пирамид
Но базовыми для финансовых пирамид являются всё же два типа. Первый – это классическая пирамида или схема Понци , названная так в честь американского мошенника первой половины XX века Чарльза Понци, хотя подобные системы использовались за двести лет до него. Схема Понци заключается в том, что один человек или группа людей запускает коммерческий проект, основанный на некоем источнике высоких доходов, эксплуатация которого требует инвестиций. При этом потенциальным инвесторам обещается высокий уровень дивидендов. После того, как первые инвесторы действительно получают свои дивиденды, начинается отчасти стихийная, отчасти организованная рекламная компания, которая на примере счастливчиков привлекает новых вкладчиков. Средства от них поступает организатору пирамиды, а тот распределяет их между ограниченным числом инвесторов.
Другой, более современный вариант это многоуровневая финансовая пирамида, широко представленная многочисленными компаниями розничной торговли, основных на принципе сетевого маркетинга, и даже некоторыми псевдорелигиозными культами. Суть в данном случае заключается в том, что привлекаются в пирамиду не инвесторы, а участники, которые должны внести определённый взнос за вступление и при этом приобрести товар для дальнейшего распространения. Кроме того, если участник привлекает ещё нескольких участников, то он получает за это премию, как и вознаграждение за привлечённых в будущем его «подопечными». В данном случае деньги распределяются по разным уровням, не централизованно, а крах финансовой пирамиды наступает тогда, когда уже нет возможности привлекать новых участников, распространителей и торговых представителей.
Перспективы финансовых пирамид в новых условиях
По большому счёту, на данный момент финансовые пирамиды прекрасно себя чувствуют в традиционной форме – кредитные потребительские кооперативы, инвестиционные компании, инвестиционные фонды и прочее. Международный опыт показывает, что как в развивающихся странах, так и в странах с богатыми рыночными традициями, как в условиях экономической стабильности и процветания, таки при кризисах, финансовые пирамиды успешно действуют и привлекают в свои ряды большое число людей и немалые финансовые ресурсы. Но идеологи финансовых пирамид тоже не стоят на месте в своём развитии, видят ужесточение финансового законодательства и правоприменительной практики во многих странах мира, поэтому пирамиды частично видоизменяются.
В первую очередь это касается способов маскировки финансовых пирамид под вполне добропорядочные коммерческие организации. На современном этапе выделяют три подобных способа:
оказание платных услуг, которые в реальности никогда не будут оказаны: например, клиенту предлагается застраховать здоровье или жизнь на определенный срок, по истечении которого страховая сумма подлежит выплате в полном объеме. Клиент, купивший полис на определённую сумму, получает право продажи полисов третьим лицам, за каждого привлечённого клиента причитается премия, которая идет в зачет собственной страховки. Таким образом, налицо вариант многоуровневой финансовой пирамиды;
элитные деловые группы, якобы получающие доход от определённых видов деятельности: ещё один вариант многоуровневой финансовой пирамиды, специфика которого заключается в определённой закрытости схемы – участники пирамиды отбирались по определенному финансовому цензу, сами пирамиды создают атмосферу элитарности;
разделение финансовой пирамиды на несколько подразделений, часть из которых занимаются легальной деловой деятельностью (производство, торговля, оказания реальных услуг и тому подобное), что не даёт поводов государственным контролирующим органам, особенно налоговым службам, до поры до времени обращать внимания на всю компанию, получающую свой основной доход по принципу финансовой пирамиды.
Александр Бабицкий