Канонизация царской семьи: сложности церковной и светской истории

канонизация царской семьиПроцесс канонизации последнего российского императора Николая II и его семьи, расстрелянных в июле 1918 года в Екатеринбурге, был продолжительным и сложным. Известно, что первые обращения верующих в Синод Сербской православной церкви начались ещё в 1930 году (тогда в Сербии проживало большое количество российских эмигрантов). Русская Православная Церковь за рубежом канонизировала царскую семь в лике мучеников в 1981 году, а в 2000 году святыми, но в лике страстотерпцев, Романовых признала и Русская Православная Церковь Московского патриархии. Однако сама канонизация вызвала широкий общественный резонанс и породила множество мнений и споров.

 

Доводы «против» канонизации

Противники канонизации Николая II и его семьи были довольно многочисленны (часть из них остаётся на тех же позициях до настоящего момента) и приводили сразу несколько аргументов против признания последнего императора и его родных святыми. Наибольшие нарекания вызвала возможность прославления Николая II и его семьи в лике мучеников, то есть людей, пострадавших за веру Христову от рук людей, которые преследовали их в первую очередь как христиан. Такая возможность была, так как Русская Зарубежная церковь, почитающая царскую семью именно как мучеников, трактует советскую власть как богоборческую, а все её действия как направленные против Христа и его последователей. Но всё-таки Московская патриархия прислушался к мнению, что убийство императора было вызвано не религиозными, а политическими мотивами, и прославила семейство как страстотерпцев – то есть людей, которые переносили испытания судьбы, страдания и в итоге смерть со смирением и верой, подобным тем, с каким свои Страсти претерпел Христос.

Однако, если претензии по поводу того, в каком лике прославлять царскую семью, были всё-таки второстепенными, то основными доводами противников канонизации были скорее факты из политической биографии Николая II, не затрагивающие поведение или характеры его детей и супруги. Так, делался акцент на том, что нельзя признавать святым государственного деятеля, действия которого в качестве главы огромной империи признаются историками неудачными и привели, в конце концов, к развалу государства, гражданской войне и установлению тоталитарного режима. Также императора обвиняли в преступлениях против своих подданных (давка на Ходынском поле, Кровавое воскресенье), и, помимо всего прочего, в каноническом преступлении: таковым некоторые посчитал отречение Николая II от престола, то есть отказ от бремени власти, которая была возложена на него свыше в ходе таинства миропомазания.

Основания канонизации

Но Комиссия по канонизации Московской патриархии, рассматривавшая с 1996 года вопрос о причислении царской семьи к лику святых, в итоге сочла доводы противников несостоятельными. Так, было заявлено, что причисление человека к лику святых не зависит от оценки успешности его профессиональной или общественной деятельности, а подразумевает оценку его личных качеств и веры. Кроме того, с помощью экспертизы историков было установлено, что прямой вины императора в гибели людей на Ходынском поле и в событиях Кровавого воскресенья нет, никаких приказов, способных спровоцировать кровопролитие, он не отдавал, а ответственность лежит на государственных и военных служащих различного ранга.

Что касается отречения от престола, то Комиссия не нашла в канонических правилах прямого указания на то, что подобные действия являются греховными и преступными по отношению к священному долгу монарха перед Богом и подданными. Более того, было отмечено, что в определённых условиях отречение от престола может быть продиктовано благими намерениями избежать народных волнений, гражданской войны и многочисленных жертв – и именно этими мотивами руководствовался при своём отречении Николай II. Непосредственных оснований для канонизации было названо несколько. Во-первых, это обстоятельства гибели царской семьи, которая погибла от рук нелегитимных действий своих политических противников (никакого судебного заседания не проводилось, обвинений не предъявлялось). При этом, согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, все испытания и страдания царская семья переносила со смирением, достоинством и неизменным упованием на Божью милость.

Во-вторых, во внимание принимались свидетельства благочестивой жизни царской семьи на всё протяжении её существования, и императрица, и великие княжны неоднократно проявляли свой христианский долг, в частности, помогая раненым в ходе Первой Мировой войны русским солдатам и офицерам, принимая активное участие в благотворительности. В-третьих, церковная политика Николая II сделала возможным само обсуждения проблемы возрождения Патриархии после двухсот лет подчинения церкви государственным властям и управлению через Священный Синод. Сам же император оказывал широкую материальную поддержку многим монастырским обителям и храмам. В-четвёртых, сложившаяся практика народного почитания царской семьи в качестве святых – народное почитание всегда являлось одним из основных условий причисления к лику святых. Царская семья же активно почиталась в первую очередь в эмигрантской среде за пределами России, в самой стране существовало тайное почитание царственных страстотерпцев на Урале. Наконец, были зафиксированы заявления верующих о том, что молитвы, адресованные царственным страстотерпцам, приводили к исцелению от физических недугов, к воссоединению разобщённых семей и так далее, а ряд икон с царственными ликами обладают чудесными свойствами (мироточат, благоухают, проявляются пятна крови).

Александр Бабицкий

Читать дальше Фотогалерея

 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,