«Молот ведьм»: настольная книга эпохи Возрождения

Молот ведьмЭпоха Возрождения воспринимается большинством людей как светлое время, когда стремительными темпами развивались искусство и наука, и когда в Европе, в первую очередь в Италии, наблюдалось просто невероятное количество гениев на квадратный километр. Разумеется, в такое время все должны были зачитываться античными авторами, стихами Данте и Петрарки и многочисленными другими гуманистическими книгами. Однако в действительности в конце XV – начале XVI веков одной из самых популярных книг был трактат «Молот ведьм», а вполне обычным мероприятием на площадях европейских городов были суды над ведьмами.

Время породило книгу или книга – время?

«Молот ведьм» это трактат, выпущенный в Германии в 1486 году и касавшийся как теоретических, так и сугубо практических вопросов, касавшихся сути понятия «ведьма», разновидности ведьм, способов их зловредного воздействия на людей, методов выявления этих колдуний, обнаружения у них тех или иных признаков и способов наказания. Среди учёных до сих пор идёт спор, что же считать первичным, а что вторичным, общую атмосферу «охоты на ведьм» XV–XVI веков или «Молот ведьм».

 

С одной стороны, именно «Молот ведьм» стал наиболее популярным трактатом о ведьмах, влияние которого на усиление масштабов «охоты на ведьм» было бесспорным и во многом определяющим. Потому что менее чем за тридцать лет с момента выхода первой книги, к 1520 году, «Молот ведьм» выдержал четырнадцать изданий, по Европе ходили несколько десятков тысяч экземпляров – для того времени, когда книгопечатанию не было ещё и ста лет, это был огромный тираж. По сути, именно «Молот ведьм», а не «Божественную комедию» Данте или философские размышления Аристотеля, можно с полным правом считать настольной книгой эпохи Возрождения. К тому же именно с началом XVI века «охота на ведьм» приобрела особый размах. С другой стороны, «Молот ведьм» лишь подытожил тот опыт, который уже существовал – первые процессы над женщинами, обвинёнными в колдовстве, относятся к середине XIV столетия. Постепенно страх перед дьявольскими чарами в Европе нагнетался, потенциальных «ведьм» становилось всё больше, а трактатов, посвящённых им, было написано три десятка ещё до «Молота ведьм».

Один или два автора?

Все источники сведений о «Молоте ведьм» называют её авторами двух известных деятелей доминиканского ордена своего времени, активного участника процессов над ведьмами приора Генриха Крамера, латинский псевдоним которого был Инститорис, и декана Кельнского университета, уважаемого богослова Якова Шпренгера. Ещё бы – ведь именно эти два имени стоят в качестве авторов на обложке, начиная с самого первого издания «Молота ведьм», с 1486 года. Однако современные учёные предполагают, что авторство Якова Шпренгера, если и присутствовало, то в почти номинальной степени. Есть три версии: Шпренгер был лишь литературным советником Крамера, своего рода редактором-консультантом; он написал лишь предисловие к «Молоту ведьм», освещая общие, теоретические моменты проблемы; Крамер просто воспользовался именем известного богослова в целях рекламы своего произведения.

Что касается Генриха Крамера, то это поистине одна из наиболее зловещих фигур Средневековья, которой до сих пор уделяют незаслуженно мало внимания. Родившийся примерно в 1430 году в бедной германской семье, он подростком вступил в Орден монахов-доминиканцев и около двадцати лет изучал богословие. В семидесятые годы XV века он стал инквизитором – и уже первое его расследование на этом поприще имело глобальные последствия. Он расследовал дело о гибели мальчика Симона в итальянском городе Тренто и в результате обвинил членов местной еврейской общины в том, что они совершили ритуальное убийство Симона. Было казнено около двадцати человек, а само судебное разбирательство, по мнению учёных, положило начало активному европейскому антисемитизму, приведшему ко всем известным последствиям. Крамер развил кипучую деятельность – он сам заявлял, что способствовал осуждению на смерть более двухсот «ведьм». Однако в 1485 году в австрийском Инсбруке он потерпел неудачу, так как вёл процесс слишком предвзято и в результате обвиняемые женщины были оправданы, а сам Крамер вынужден был с позором уехать. Как полагают, желание отомстить за это унижение и побудило Крамера написать «Молот ведьм», в котором женщины представлены как изначально склонные ко злу существа, ведьмой из которых может оказаться практически каждая.

Бояться, искать, уничтожать

Бояться, искать, уничтожать – именно такой лаконичной формулой может быть передано содержание трактата «Молот ведьм» в соответствии с его делением на три части. Потому как первая часть была посвящена упорному доказательству того, что ведьмы в самом деле существуют и их действия реальны. При этом упор делался как на соответствующие места из Ветхого Завета, рассказывающие о существовании колдуний, так и на средневековые религиозные тексты, в том числе и на трактаты о ведьмах. Более того, само неверие в существование ведьм объявлялось ересью, на читателей оказывалось давление – если они, будучи кем угодно, хоть простыми людьми, хоть судьями, хоть знатными феодалами, не верят в существование ведьм и не способствуют их обнаружению, они противостоят Богу. Также приводилась классификация ведьм: те, кто способны только лечить; те, кто способны только на зловредные заклинания; те, кто владеют обоими видами колдовства; особенно могущественные девы, получающие силы в результате ритуального поедания невинных младенцев.

Вторая и третьи части «Молота ведьм» подробно описывали, по каким признакам нужно отыскивать ведьм и в каком порядке их нужно осуждать и наказывать. Детально описывались все нюансы, каким образом женщина вступает в особую связь с нечистыми силами и от них получает могущество, позволяющее ей стать ведьмой. Приводилась и другая классификация ведьм – в зависимости от того, с какими нечистыми духами они вступают в связь (почти всегда сексуального характера) и как именно оказывают воздействие на людей или на принадлежащее им имущество. Ну и, конечно, во всех деталях описывался судебный процесс над ведьмой, разграничивались полномочия судьи, применение пыток и их виды, а также интерпретация их результатов, виды наказания и так далее. Интересен также факт, что существенное внимание уделялось наличию у обвиняемой адвоката, а также основаниям оправдательного приговора. Да и среди обвинительных приговоров смертная казнь была отнюдь не единственной. Однако сама направленность трактата не оставляет сомнений – его автор (или авторы) считают, что подавляющее большинство обвиняемых виновны, и смерть является для ведьмы наиболее адекватным наказанием.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,