Жертвы инквизиции
Потребовалось всего десять лет, чтобы инквизиция из страшной сказки, продвигаемой с помощью десятка фанатиков-психопатов, превратилась в бюрократическую машину смерти, которая действовала на протяжении 600 лет. На инквизицию работали сотни людей, которые проводили допросы с такой монотонной регулярностью, что для них был создан специальный «глоссарий».
Вооружившись списком предполагаемых преступлений, которые могли рассматриваться как «еретические» (к таким преступлениям относилось даже недоносительство о том, что еретик побывал на вашей земле), Инквизиция продолжала запугать население Европы с размахом, который невозможно себе представить. Огромное количество людей вызывали для дачи показаний снова и снова, пока они не давали требуемые показания. По странной иронии судьбы, катары, - которые считали материальный мир злом – спровоцировали разработку принципов полицейского государства.
Преследования
Более пяти тысяч сохранившихся протоколов допросов – это всего лишь малая часть работы инквизиции. «Инструкции» для инквизиторов были призваны служить руководством для растущего числа папских судов в Европе.
По существу, Лангедок был лабораторией для репрессий. Репутация инквизиции крепла благодаря усилиям «талантливого» инквизитора из Тулузы, Бернара Гуи, который был главным злодеем в романе Умберто Эко «Имя розы».
Инквизиторы убедили нескольких захваченных катаров покаяться в грехах, принять католичество и продать своих товарищей.
Ренегат Сикард де Люнель из Альби обратился перед 1250 годом и выдал огромное количество верующих, причем из лучших семей Альбижуа – сеньоров Рабастен, Пеннес и Пюйсельси, а также рыцарей Ломбер, предки которых известны еще с середины XII века, а также собственных родителей. Инквизиция задерживала любого, кто когда-либо помогал ему в бытность его катаром, даже если только дал ему кров на ночь или кружку воды, причем никаких других доказательств не требовалось, а лишь слово Сикарда. Он и несколько ему подобных ренегатов содержались в замке за пределами Тулузы – средневековый аналог современной «программы защиты свидетелей». Сикарду хорошо заплатили за его коварство; он дожил до глубокой старости.
Пытки тактично называли «дознанием». В Лангедоке специально обученные инквизиторы при поддержке информаторов и палачей, вышедших из лона католической церкви, вооруженные неограниченными полномочиями и подробными инструкциями, медленно, но неуклонно «очищали» земли от ереси катаров.
Тысячи драм совести завершались в подземельях или на костре. К концу тринадцатого века только безрассудные герои осмеливались говорить, что этот мир греховен и полон зла.
Примеры расправы
Инквизация была не правовой системой, а системой, призванной внушать страх. В 1397 году швейцарский крестьянин по имени Стеделен был обвинен в колдовстве, после того, как в его деревне не уродилась пшеница.
Судья Петер фон Грейерц твердо верил в колдовство, которое, как он считал, появилось в допропорядочной симментальской общине благодаря некоему Скавию в 1375 году. Скавий, который якобы заключил сделку с дьяволом и умел превращаться в мышь, был убит, но у него остались ученики, один из которых и был наставником Стеделена.
Не было никаких реальных доказательств вины бедного крестьянина, но Грейерц обвинил Стеделена в том, что тот с помощью магии воровал навоз, сено и прочее с полей соседей, вызывал град и грозы, делал мужчин и животных бесплодными, насылал безумие на лошадей, умел летать и наводил ужас на тех, кто захватил его. Под пытками Стеделен признался, что зарезал черного петуха на перекрестке ночью и подкладывал ящериц под порог церкви. Его судили светским судом, после чего сожгли на костре.
В 1415-1419 годах в герцогстве Савой между кланами знати разгорелась настоящая война. Несколько благородных семей восстали против семьи Рарон, и простой народ оказался втянутым в этот конфликт. К 1428 году обстановка в герцогстве стала крайне нестабильной. Никто не знает, кому пришла в голову мысль, что все проблемы были связаны с ведьмами, но 7 августа 1428 года делегаты из семи районов Вале потребовали от властей найти и наказать скрывающихся ведьм и колдунов.
Всякий, кого обвиняли в колдовстве как минимум три человека, должен был быть арестован. Если обвиняемый признавал свою вину, его сжигали на костре как еретика, и если нет, то пытали, пока не получали нужное признание.
Многие представители элиты того времени – или же те, кто стремился разбогатеть, захватив имущество жертв инквизиции, – видели в этих обвинениях, судебных процессах и казнях удобный способ избавиться от врагов и разделаться со многими проблемами. Охота на ведьм быстро распространилась на север, в Германию, затем охватила Францию и Швейцарию.