Извечный вопрос: существует ли душа
С точки зрения атеиста выражение «бездушный человек» лишено какого бы то ни было негативного смысла: потому что для него все люди бездушные, то есть лишены какой-либо бессмертной духовной сущности, которая определяет истинную природу человека. Однако большинство людей не являются атеистами, а значит, для них вопрос о существовании душа и об её основных свойствах, функциях и предназначении стоит довольно остро.
Душа как причина жизни
Душа является сложным понятием, так как используется как в религии, так и в психологии, искусстве, повседневном общении. Однако вопрос о существовании души важен, прежде всего, с религиозной точки зрения, так как именно в этой сфере ищется ответ на главные вопросы – как душа соотносится с жизнью и что будет с душой после физической смерти человека. В настоящее время большинство исследователей считают, что в первобытные времена представления о душе у человека сложилось первоначально в связи с осмыслением проблемы происхождения жизни . Тогда в человеческом сознании одухотворён, то есть населён душами, был весь мир, начиная от самого мелкого насекомого и заканчивая грандиозными природными объектами или явлениями. В этой связи возникло представление о душе как о некоей внутренней силе, которая и определяет само наличие жизни.
В отношении человека представление о душе очень скоро соединилось с вопросом о существовании души вне тела. Потому как люди наблюдали, что физическая смерть сопровождается сохранением тела, которое лишь потом начинает разлагаться. Отсюда был сделан вывод, что смерть как таковая связана с тем, что тело покидает душа, следовательно, именно в ней главная причина жизни. Следовательно, душа после тела переходит в некий иной, духовный мир, который ей отчасти знаком. Потому что считалось, что во сне человек также расстаётся со своей душой, которая покидает его тело и отправляется в иной мир, откуда возвращается и наступает пробуждение. Отсюда такой неразрывный мифологический образ, который сравнивает смерть со сном, а сон со смертью.
Путешествия души во сне стали сферой магических ритуалов, а посмертное бытие души – отправной точкой в создании картины загробного мира.
Представления о душе в различных религиях
О том, насколько сложным было понятие души в древних религиозных системах, можно судить хотя бы на примере верований Древнего Египта. В соответствии с ними душа человека была не чем-то единым и нераздельным, а настоящим комплексом из отдельных элементов, каждый имел собственное значение и функции. Таких элементов насчитывалось шесть:
- ба – сущность, появляющаяся лишь после физической смерти человека, тесно связанное с телом и в наибольшей степени соответствующее классическим представлениям о душе;
- ка – синоним жизненной силы, жизненной активности, её субстанции, которая отличала живые предметы от неживых; зачастую ка считают «двойником» души;
- ах – один из элементов души, скорее всего, представлявший собой аналог «духа», однако точное его определение пока неизвестно;
- шу – теневая сторона человеческой сущности, то, что человек скрывает, что лежит в его подсознании и до определённого момента скрывается;
- сах – тело человека после мумификации ; также может считаться частью души, так как от сохранности останков зависела участь души в загробном мире;
- сердце – вместилище сознания человека, его памяти и всех его качеств и характеристик, которые свидетельствовали о нём как об индивидуальности.
Классическим же в настоящее время считается то понимание души, которое сформировалось за последние две тысячи лет в недрах христианского мировоззрения. Правда, и среди христианских конфессий хватает различных трактовок. Традиционным считается представление о душе как о бессмертной материальной сущности, которая несёт в себе индивидуальное сознание, собственную волю, чувства и изначальное понимание Божественной воли, и стремление к единению с Господом.
Выполнению воли Бога и единению с ним препятствует неполноценность души из-за подверженности её греху и злу.
Поэтому для исправления и спасения души человек в своей земной жизни должен подготовиться к вечной жизни и проявить свою свободу воли либо на борьбу с грехом и исполнение Божьих заповедей, либо на потакание своим страстям. В зависимости от этого выбора в посмертной жизни душа будет либо вечно страдать, либо соединится с Богом. Правда, многие протестантские течения иначе рассматривают вопрос о душе: для некоторых она не обладает свойством бессмертия, а существует только при земном воплощении и после воскресения.
«Поймать» душу с помощью науки
Как только научные знания и методы достигли определённого уровня развития, так сразу нашлись желающие использовать их для подтверждения или опровержения самого факта существования человеческой души как некоей субстанции, не зависящей напрямую от тела, то есть от деятельности головного мозга. Такой подход был возможен лишь в рамках концепции, что душа обладает некими характеристиками, которые могут быть зафиксированы с помощью наблюдений, приборов и тому подобного.
И такие попытки стартовали с началом XX века: первым широко известным экспериментом стали опыты американца Дункана Макдугалла, который выполнил серию взвешиваний. Это были взвешивания умирающих людей до и после их смерти, и в пяти случаях из шести была обнаружена разница от 15 до 35 граммов. При этом при взвешивании умирающих собак никакой разницы в весе не было – что и позволило заявить, что душа весит от 15 до 35 граммов и есть только у людей.
Однако в дальнейшем Макдугалл не смог при повторных опытах с людьми повторить свои результаты.
Подобный эксперимент был проведён в Германии в 1988 году – на этот раз использовались куда более точные весы, и при каждом из двухсот случаев была обнаружена разница в весе человека до и после смерти. Однако разница эта составляла менее одного грамма, что дало повод критикам заявить, что это вес не души, а воздуха, который вышел из лёгких при последнем выдохе. Более современные исследования также не могут с научной точки зрения подтвердить существование души.
Под влиянием множества рассказов людей, переживших клиническую смерть, что они якобы выходили из своего тела и наблюдали всё происходящее со стороны, на потолках реанимационных и послеоперационных палат были помещены определённые рисунки. Учёные выдвинули такое предположение: если люди, пережившие клиническую смерть, затем смогут воспроизвести рисунки, значит, их душа действительно покидала тело и сохраняла ясность сознания. Однако ни одного подобного случая во время трёхлетнего эксперимента зафиксировано не было, что привело специалистов к выводу, что рассказы о видениях света и тоннелей не более чем галлюцинации.