Большой ценностью могут обладать не только материальные исторические памятники и предметы, не только произведения искусства, но и повышение самооценки за счёт истории. Поэтому, как только обнаруживается некий исторический источник, который делает историю того или иного народа более насыщенной, древней и великой, а современных потомков этого народа заставляет гордиться своими предками ещё больше, это вызывает немалый ажиотаж. Классический образец подобного ажиотажа – страсти вокруг так называемой Велесовой книги.
Детективная история
В пятидесятые годы прошлого века русское эмигрантское сообщество в США было, по крайней мере, взбудоражено – так как именно тогда началась публикация в русскоязычных изданиях текста древнего, относящегося к IX веку, то есть ещё до Крещения Руси, источника, получившего название «Велесова книга». Само название было дано по первому слову, видному на единственной чёткой фотографии одной из деревянных дощечек, составлявших этот якобы древний документ. Предоставил Велесову книгу писатель, публицист, исследователь славянского фольклора Юрий Петрович Миролюбов. Согласно его версии, в 1919 году дощечки с нанесенным на них текстом обнаружил полковник Добровольческой армии Фёдор Артурович Изенбек: они были найдены в разграбленном дворянском имении рода Задонских в селе Великий Бурлук неподалёку от Харькова.
После эмиграции эти дощечки у Изенбека увидел Миролюбов, который и смог частично отреставрировать их, сфотографировать несколько (причём чёткой получилась лишь одна фотография) и переписать около 80% текста. Сами дощечки бесследно исчезли после смерти Изенбека в 1941 году. Содержание Велесовой книги можно без преувеличения назвать уникальным – историческая наука знает считанное количество древних памятников с подобным разнообразием освещаемых тем и вопросов. Велесова книга рассматривает одновременно вопросы происхождения восточных славян, однозначно идентифицируемых с русичами, предками русских; достаточно подробно рассматривает их историю вплоть до IX века, рассказывает о мифологической картине мира в представлениях славян, а также об их языческом пантеоне богов.
Славянская Одиссея
Согласно этому тексту, прародиной русского народа была область в Средней Азии, известная как Семиречье (ныне это регион на северо-восточной границе Китая и Казахстана). Именно здесь в IX веке до новой эры якобы и сформировались несколько славянских племён, ставших затем основой «русского генофонда». Следующие 1200 лет славянской истории рассматриваются таким образом: сначала славяне, охотники и скотоводы, откочевали в Иран, потом переправились в Междуречье, а в VII веке до новой эры оказались в Сирии, где попали под власть Ассирии. Однако вскоре они сумели освободиться от ига, перекочевали в Европу, где сперва пятьсот лет жили в Карпатах, где постепенно переходили к оседлому, земледельческому образу жизни, а затем вынуждены были уйти на Днепр. Через полтысячи лет после прихода на Днепр славяне вступили в череду острых военных конфликтов с различными народами (хазары, готы, гунны), в ходе которых и сформировалась единая общность русичей, были образованы первые формы государственных объединений и выделилась традиционная область обитания русичей с центром в Киеве. Оканчивается повествование Велесовой книги на описании прихода в Киев варягов с севера, из Новгорода, и упоминанием Аскольда и Дира.
В религиозно-мифологическом отношении Велесова книга также предъявляет интересную картину, отчасти базирующуюся на известных науке представлениях, но в основном отличающуюся оригинальностью. Упоминаются в основном известные славянские языческие божества, но рисуется картина одновременного язычества и единобожия: то есть говорится о существовании многих богов, но при этом все они считаются составными элементами единого бога Триглава, основными ипостасями которого являются Сварог , Перун и Свентовит. Вдобавок приводится особое видение мира: якобы славяне представляли себе мироздание не в виде мирового древа, как все индоевропейцы, а в виде разделения мира на три области: Явь – реальный земной мир; Правь – сфера высших законов Вселенной; Навь – духовный загробный мир.
Мнение большинства учёных: подделка…
Разумеется, Велесова книга сразу была воспринята определённой частью общественности как сенсация и подлинный исторический документ. В последние же годы в России, на фоне появления неоязычества и подъёма националистической идеологии Велесова книга стала едва ли не своеобразным Святым Граалем . Так как она вроде бы доказывает, что восточные славяне и особенно русские это этническая и культурная общность, которой не полторы тысячи лет, а почти три, так что все эти древнегреческие и древнеримские цивилизации нам и в подмётки не годятся. У Велесовой книги есть сторонники и среди учёного сообщества, они утверждают, что это сложный литературный памятник, имеющий признаки подлинности и нуждающийся в дальнейшем изучении, расшифровке и интерпретации (расшифровку Миролюбова многие считают не совсем удачной и полной). К тому же обращается внимание на правдоподобие фактов обнаружения дощечек: Изенбек это реальное историческое лицо, как вполне реальным было дворянское семейство Задонских, имевшее усадьбы под Харьковом и уничтоженное в ходе Гражданской войны.
Но большинство научного сообщества считают Велесову книгу мистификацией, судя по всему, автором её был Миролюбов. Прежде всего, наука всегда скептически относится к памятникам, происхождение которых невозможно подтвердить, то есть установить возраст дощечек, проследить их происхождение и судьбу. А в случае, когда есть лишь несколько не слишком удачных фотографий, а текст является переписанным, это невозможно. Но ещё более важно то, что историки и лингвисты признали язык, которым написана Велесова книга, явно искусственным, содержащим элементы славянского языка и письменности, но собранные вместе из различных эпох, чего не могло быть с реальным языком. Кроме того, это образец совершенно неизвестного науке алфавита, который также не имеет никаких аналогий с известными учёным образцами указанной эпохи и региона. Эти обстоятельства, а также явная идеологическая направленность текста, призванная укрепить мнение об особой древности славян, чему нет иных исторических подтверждений, и приводят учёных к выводу о Велесовой книге как мистификации.
Александр Бабицкий