Звериные обереги: кровно-магические взаимоотношения
Обереги имели самые широкие защитные функции, так как они должны были охранять своего владельца от опасностей самого различного толка и происхождения. В этой связи в языческом обществе просто не могли не возникнуть звериные, то есть тем или иным образом имеющие отношение к фауне, обереги. Для язычников звери - это носители всевозможных, в том числе и сверхъестественных, качеств, которые было бы весьма полезно позаимствовать каким-либо магическим способом.
Помощь «родственников»
Вера в то, что звериные обереги являются одними из наиболее эффективных и сильнодействующих, основывалась в языческом сознании на двух главных моментах. Первый момент это остатки древнейших тотемических верований, которые были для человечества одной из первых форм религиозного сознания в самом начале истории. Тотемизм, как известно, представляет собой веру в то, что та или иная группа людей (племя) происходит от определённого священного животного, которое передало им часть свих духовных сил. Следовательно, всё, что так или иначе связано с этим «животным-родственником», может оказать благотворное влияние на деятельность этой группы людей, принести им удачу, защитить от опасностей. При этом у почитания тотемных животных могли быть разные проявления: тотемом могло стать как некое сильное, могущественное и опасное животное, на которое племя не охотилось из родственных соображений, так и животное, составлявшее для данной группы людей основной источник пропитания.
Второй момент был связан с другой составляющей древнейшего язычества, с анимизмом, то есть с верой в одушевлённость всего окружающего мира и в наличие у этих духовных сущностей особых, магических способностей. Животные в этом плане были наиболее ярким и подходящим объектом для заимствования: каждое живое существо демонстрировало особую манеру поведения, особые качества мышления, повадки и так далее. Всё это интерпретировалось людьми как проявление тех или иных качеств (смелость, мудрость, осторожность, терпение, умение приспосабливаться и тому подобное) и характеристик (скорость, сила, острое зрение и так далее). Таким образом, люди были заинтересованы в том, чтобы с помощью тех или иных ритуалов и магических предметов позаимствовать те или иные качества и характеристики животных, которые могли бы защитить от различных опасностей. Обереги как раз и стали теми магическими предметами, которые, как считалось, после определённого обряда позволяли осуществить эту операцию.
Мужчинам и женщинам – разная помощь
Звериные обереги достаточно условно можно разделить на несколько категорий, исходя даже из их внешнего вида. Во-первых, это, конечно, обереги изготовленные из частей тела того или иного животного – для этого чаще всего используются клыки или зубы, но также легко могут быть задействованы кости, шерсть, перья и тому подобное. Это своего рода наиболее близкий контакт человека с тем животным, чью силу, способности или принадлежность к той или иной среде (например, птицы как символ воздушной стихии, полёта и тому подобного) он хочет использовать в своих интересах. В таком случае при изготовлении и «зарядке» оберега требовалось минимум специальных магических заклинаний и формул – считалось, что жизненная энергия и сила животного пребывает в его части, из которой и создан волшебный предмет.
Во-вторых, это обереги, выполненные из различных материалов в форме того или иного животного. Причём это могли быть как довольно реалистичные, созданные с большим количеством тщательно проработанных деталей, образы, так и довольно схематичные символы, которые призваны были лишь обозначить того или иного зверя в узнаваемой форме. В данном случае обряд посвящения и «зарядки» оберега требовался уже более тщательный и подробный, специальные люди (шаманы, жрецы и другие) должны были передать предмету, который мог быть изготовлен из камня, дерева, металла, глины и чего угодно ещё, энергию и силы животного, призываемого на помощь и защиту.
В-третьих, звериными оберегами считались вполне бытовые и практичные по своему назначению предметы, на которые наносились схематические изображения того или иного животного. Такие обереги были весьма распространены, так как они не требовали постоянного наличия у человека множества предметов, которые не имели практического применения. При этом считалось, что они нуждаются в наиболее сильной магической «обработке», так как их непосредственная связь с животными слабее всего. Кстати, на данный момент среди исследователей преобладает мнение, что звериные обереги из частей животных и обереги – бытовые предметы с нанесёнными изображениями зверей носили в основном мужчины, а вот обереги в форме животных использовали почти исключительно женщины. С чем это связано, учёные однозначно сказать затрудняются.
Александр Бабицкий