Обереги в деревянной резьбе: красота со смыслом
Те народы, которые волей исторического жребия имели местом своего расселения регионы, богатые лесом, были просто обречены на то, чтобы проживать преимущественно в деревянных постройках. Поэтому вполне естественно, что и свои религиозные верования, и бытовые суеверия люди переносили на среду своего обитания на дом. А там, где соприкасаются языческое мышление и дерево в качестве основного строительного материала, неизменно возникнет явление, известное под название «обережная деревянная резьба».
Резьба – способ защиты от зла
Относительно механизма деревянной резьбы в качестве оберега существует две конкурирующих теории, проверить и подтвердить которые на практике фактически нет никакой реальной возможности. Согласно первой теории, деревянная резьба на жилищах древних людей возникла в результате изначально свойственной человеку творческой потребности украшать свою жизнь, преобразовывать всё вокруг себя, тянуться к прекрасному и так далее. А уже затем, по мере развития религиозного мышления человека и его магических представлений и ритуалов те или иные элементы деревянной резьбы приобрели особый смысл, они стали волшебными символами, которые должны были защитить жилище и его обитателей от всякого рода зла и опасностей.
Другая теория говорит о том, что человечество, напротив, сначала сформировало свои главные религиозные архетипы, а уже потом, под непосредственным влиянием развития своего представления о сверхъестественном, создала те или иные виды искусства. То есть сперва у человечества возникла потребность защитить место своего жительства от мистических и вполне реальных опасностей с помощью магических оберегов, и этой своей цели он достиг с помощью деревянной резьбы, помещенной на доме. Определить, как дело обстояло в действительности, представляется маловероятным – деревянная резьба в качестве оберега возникла тысячи лет назад, когда ещё не было письменности, которая могла бы зафиксировать этот процесс. Вместе с тем особенности дерева как строительного материла и материала для предметов искусства таковы, что оно не сохраняется на протяжении длительного исторического времени. Поэтому у учёных нет возможности наглядно проследить эволюцию обережной деревянной резьбы и вычленить какие-либо закономерности её возникновения и развития.
Мало увидеть – нужно ещё и расшифровать
Произведения искусства, особенно имеющие тот или иной религиозный смысл, практически всегда нуждаются в расшифровке специалистами – на них, помимо очевидных изобразительных смыслов, существует и большое количество символов, значение которых скрыто от неискушённого зрителя. И в этом плане обереги в деревянной резьбе мало чем отличаются от произведений, например, самых известных живописцев эпохи Возрождения – их тоже невозможно понять, если не знать значения того или иного символа. В случае с оберегами в деревянной резьбе проблема в том, что истинное значение почти всех используемых символов в настоящее время утрачено. Уже двести-триста лет тому назад в большинстве случаев традиционная деревянная резьба сохраняла свои внешний вид, формы и основные элементы, однако почти утратила своё символическое значение. Вдобавок с течением времени постепенно добавлялись чисто декоративные элементы, которые не носили мистического характера и вместе с тем усложняли общую картину и интерпретацию исконных символов.
В настоящее время большинство интерпретаций деревянной домовой резьбы в качестве оберега носит непрофессиональный и субъективный характер: различные люди, основываясь на самых разных источниках или просто на собственных представлениях, трактуют разные элементы деревянной резьбы как те или иные символы, знаки языческих божеств и тому подобное. Поэтому сегодня можно встретить самые различные интерпретации, что могут означать резные круги, треугольники, квадраты, орнаменты, изображения растений или животных и так далее.
Учёные обычно осторожно говорят лишь об общих тенденциях – например, о том, что резными оберегами традиционно защищались самые уязвимые для проникновения извне зоны жилища, то есть дверной проём, окна, крыша и подвальные помещения (причём как из-за того, что там тоже есть вход, так и из-за предполагаемой близости этих помещений к подземным и воздушным демоническим силам). Именно поэтому деревянная резьба располагалась вокруг окон, над дверьми, по периметру крыши. Это могли быть орнаменты из геометрических фигур, абстрактного орнамента, изображений различных животных. Так, к примеру, считается, что помещение на крыше дома фигурок лошади или петуха, несомненно, является примером использования оберега: петух должен был защищать дом от нечистой силы (именно он своим криком знаменует окончание ночи и начало дня), а лошадь должна была способствовать процветанию и богатству дома и хозяйства.