Дефицит информации всегда порождает искажение представление о том или ином событии или явлении. Взять хотя бы знаменитый праздник Иван Купала (который кто-то именует «День Ивана Купала», кто-то – «Ночь на Ивана Купала»). Казалось бы, сложно представить себе более известный славянский народный праздник, нежели Иванов день, разве что Масленица. Но при этом образ праздника Ивана Купала в основном ограничивается папоротником, прыжками через костры да ночными купаниями. На самом деле этот древний праздник куда более сложен и куда менее безобиден, чем может показаться.
Языческий праздник с христианским названием
В действительности праздник Ивана Купалы был распространён по всей Европе, но подобное название имел лишь у славян, тогда как у других народов, бывших язычниками до своего принятия христианства, он мог называться по-разному. Главным здесь было содержание праздника, а не его местное название. Содержание же обусловлено общими древнейшими религиозно-мистическими представлениями индоевропейских народов о законах существования мира и о деятельности языческих богов. Индоевропейцы были ориентированы на особое почитание Солнца как божества, дающего жизнь и определяющего существование всего на земле. Поэтому изменения в «режиме работы» Солнца имели для индоевропейцев и их потомков, различных языческих народностей Европы, особое значение.
День летнего солнцестояния, то есть отметка, на которой световой день был самым длинным в году, а ночь самой короткой, был сакральным – в этот день силы жизни находились в зените своего расцвета, и с этого дня начиналось сокращение дня и постепенное приближение сначала осени, а потом и зимы.
Вот почему этому дню европейские язычники уделяли такое внимание и праздновали его с особенным размахом. А название «Иван Купала», распространившееся среди славянских народов, стало следствием наложения элементов новой, христианской веры, на базу традиционных языческих представлений и верований. Иван Купала - это фактически народный перевод имени Иоанна Крестителя, чей день поминовения был максимально близок по календарным срокам к дате древнего праздника – так как он крестил Христа, то есть совершил его ритуальное омовение в воде, то есть «купал»: «креститель» - «купала». Существует версия, что купала это якобы имя некоего языческого божества, но учёные отвергают эту возможность, заявляя, что такого божества в славянском пантеоне никогда не было.
Язычество трудно совместить с целомудрием
Сегодня весьма распространено позитивное представление о празднике Ивана Купалы. В самом деле, на первый взгляд всё очень красиво и жизнерадостно: ночные костры, через которые нужно прыгать, девушки в старинных нарядах спускают на воду венки из цветов, целую ночь напролёт все гуляют, танцуют, поют и веселятся. Появляется всё большее количество сценариев проведения этого праздника – и домашние, и семейные, и специально для детей, и для большого числа людей и для небольшого, и так далее и тому подобное. Однако не все знают о том, что, если следовать настоящим традициям исконного праздника Ивана Купалы, то такое мероприятие вряд ли может претендовать на звание «семейного» и предусматривать присутствие маленьких и даже уже более старших детей.
В действительности Иван Купала - это наиболее эротический праздник из всех в той или иной степени известных славянских языческих праздников . Хорошо известны средневековые литературные источники, которые описывают эти празднества как настоящую оргию, во время которой не существовало никаких правил и ограничений в сексуальном общении между полами. Для знатоков языческих верований в этом нет ничего удивительного: так как день летнего солнцестояния знаменовал собой торжество жизненных сил, торжество плодородия, которое должно быть отмечено соответствующим образом.
В славянском празднике Ивана Купалы можно увидеть аналог древнегреческих дионисических мистерий и оргий, которые воспринимались как прославление жизни.
Согласно ряду источников, в ночь на Ивана Купалу женщины и мужчины освобождались от всяческих ограничений и обетов, жена могла вступать в половую связь с неограниченным числом мужчин, и муж при этом не имел права ей это запрещать – на одну ночь он лишался всяких прав на неё. Соответственно, мужчина приобретал такую же привилегию.
Распространённым явлением была массовая потеря девственности юными девушками именно в ночь на Ивана Купалу, что можно считать своеобразным языческим ритуалом перехода во взрослое состояние, готовности к взрослой женской жизни. Поэтому представления о патриархальной славянской общине как крайне целомудренной, по меньшей мере, неточны. Поэтому средневековая христианская Церковь крайне негативно реагировала на праздник Ивана Купалы не столько даже из-за его «идеологического» языческого характера, сколько из-за этой, сексуальной, стороны данного торжества.