Ночь на Ивана Купала: огонь, вода и травы
О празднике Ивана Купалы, который принято считать главным летним народным торжеством, известно одновременно многое и почти ничего. Все более или менее «что-то слышали», что к этому празднику имеют прямое отношение костры, венки и папоротник, но вот что-то конкретное можно сказать лишь при более близком знакомстве с этим особенным днём. Вернее – с этой особенной ночью.
Очищение огнём
Основные ритуалы, составляющие праздник Ивана Купалы, так или иначе связаны с очищением. И очищение это осуществляется посредством двух главных мистических стихий – огня и воды. Особая роль огня в этом празднике является, если верить специалистам, отголосками народной памяти о тех языческих временах, когда огонь сам по себе был божеством, ему поклонялись как важнейшему элементу мироздания и условию человеческой жизни в непростых природных условиях.
Кроме того, огонь являлся осязаемым выражением Солнца, солнечной энергии, дававшей жизнь всему живому, поэтому он и воспринимался как источник жизни и помощник в борьбе со смертью, со злом, с болезнями и всяческими бедами.
Поэтому очистительные костры в ночь на Ивана Купала - это неотъемлемая часть ритуала очищения, сохранившегося с языческих времён. Через это очищение должны были пройти все и всё: люди прыгали через костёр, проходя тем самым очищение от зла; матери проносили вокруг ритуальных костров больных детей, чтобы они выздоровели; в костре сжигались старые вещи или предметы, которые были связаны с плохими воспоминаниями или какими-то неудачными или скорбными событиями. Не так уж много людей знают, что на Ивана Купала, как и на Масленицу, сжигается чучело. Только в начале весны сжигается чучело Зимы, тем самым окончательно обозначается окончание холодного времени года, а летом сжигается чучело ведьмы , символизирующей собой все демонические силы, всю нечисть, которые за прошедший год могли навредить людям.
Очищение водой
Более прикладной «противодемонический» характер в ночь на Ивана Купалу играло очищение водой. Если очищение огнём носило более позитивный и общий характер, своего рода профилактический, это очищение давало жизненные силы, заряжало человека, то вода, как более тёмная стихия, должна была защитить именно от нечистых сил. Причём вода была особенной из самых разных источников.
Разумеется, распространённым было купание в водоёмах – в реках, прудах, озёрах. При этом в ряде славянских регионов было прямо противоположное отношение к купанию на Ивана Купала в природных водоёмах: где-то считалось, что это было рискованное мероприятие из-за обитающей в них нечисти (водяных, русалок), где-то, наоборот, были уверены, что именно начиная с этой ночи все бесовские силы в воде не могли причинить никакого вреда. Также популярным был обычай умываться выпавшей в ночь на Ивана купала росой – якобы она была особенно чудодейственной.
Вообще же «купальская» вода в народном сознании была сродни освящённой крещенской воде – так смешались языческие представления и христианские традиции.
Счастье – в траве
Но помимо обрядов очищения есть в празднике Ивана Купалы другой важнейший элемент: травы. Тема растительности, близости к природе, вечности и хрупкости жизни – всё это законное языческое наследство этого праздника. И травы и вообще растительность в этом плане играют огромную роль. Согласно народным поверьям, именно в эту ночь растения, травы, цветы приобретают волшебную силу, которую нужно использовать, причём использовать можно совершено по-разному.
Существовало невероятное количество вариантов всевозможных гаданий с помощью цветов, травинок, букетов, венков и тому подобного. Кроме того, определённые травы засушивали и использовали в дальнейшем: считалось, что сорванные именно на Ивана Купала растения можно затем применять и для лечения болезней, и для приготовления волшебных снадобий и зелья. Что уж говорить об известной всем легенде о папоротнике, который якобы цветёт лишь раз в год (хотя наука уже давным-давно установила, что папоротник вообще не цветёт) в самых потаенных уголках леса и, если сорвать это цветок, то исполнится самое заветное желание. И это ещё не так много людей знают, что не менее важным был для праздника Ивана Купала цветок иван-да-марья, который символизировал собой весьма популярную, но при этом запретную в фольклоре тему запретной любви между братом и сестрой.