Гадания на Ивана Купалу: запретный плод сладок
Древний языческий праздник Иван Купала получил новую популярность на постсоветском пространстве 20-25 лет назад, когда интерес к народным традициям и разнообразным мистическим праздникам стал быстро расти. Большим подспорьем в этом стало русское классическое искусство XIX века, от литературы до живописи – так как именно из произведений искусства широкие слои населения хотя бы слышали о том, что неотъемлемой частью этого празднества являются особые гадания.
Календарь определяет гадания
Любопытно, что гадания как особый мистический ритуал, хоть и потерявший значительную часть своего религиозного характера, сохранился в славянском фольклоре до наших дней в основном в двух датах. Каждый знает, что гадать принято на Святки (двенадцать праздничных дней после Рождества Христова), с 1 по 19 января, и на Ивана Купалу, то есть с 20 по 22 июня. Интерес к гаданиям на протяжении остальной части года куда меньше. Это имеет своё историческое и культурное объяснение. Не секрет, что в народных массах восточных славян, принявших христианство примерно тысячу лет назад, религиозное сознание долгое время оставалось и во многом остаётся смешанным, то есть христианско-языческим. Некоторые традиции, празднества и суеверия , имеющие корни в язычестве, сохранились в более или менее чистом виде, но большинство из них восприняло некоторые внешние черты христианства.
Так случилось с главными языческими праздникам, днями летнего и зимнего солнцестояния. Дело в том, что язычество славян, как почти и всякое другое язычество, неразрывно связано с солнечным циклом, с положением светила на небе, с представлениями о его жизненной силе и особом значении тех дней, когда солнце пребывает на небосклоне либо дольше всего, либо меньше всего. С принятием христианства открыто отмечать эти дни стало затруднительно, поэтому их приурочили, в случае с зимним солнцестоянием, к Рождеству и Святкам, в случае с летним солнцестоянием – к празднику рождения Иоанна Крестителя. А так как эти дни прежде были главными языческими праздниками, то считалось, что именно тогда боги и всевозможные духи наиболее активные и расположены открывать людям тайны будущего, прошлого и давать ответы на самые сокровенные вопросы. Именно поэтому считалось, что гадания на Святки и на Ивана Купалу наиболее точные, полные и, якобы, сильнодействующие.
Гадания – женское развлечение
Кроме того, в гаданиях на Ивана Купалу был и другой важный аспект. Известно, что заниматься гаданием предпочитали и предпочитают в первую очередь девушки. Конечно, к гаданиям прибегали и мужчины, но в значительно меньшей степени. Положение женщины в традиционном обществе было таковым, что она не была вольна сама выбирать себе спутника жизни: вопросы о браке, кому на ком жениться, решались либо родителями молодых людей, либо и вовсе общиной. Поэтому вполне естественно, что девушек, уже находившихся в возрасте, который принято именовать «на выданье», едва ли не больше всего интересовал вопрос, за кого она выйдет замуж, будет ли её супругом тот, кого она любит и так далее. Так что основной и едва ли не единственной темой гаданий на Ивана Купалу были именно девичьи гадания о любви, о браке, о будущей семейной жизни.
Несмотря на то, что тема гаданий была фактически единственной, вариантов гадания по этому вопросу было огромное множество. При этом почти все они были связаны с растительностью, с природой, с ощущением неразрывной связи женской судьбы с жизненными плодородными силами, которые, как считалось, были особенно сильны именно в день солнцестояния.
Наиболее известный вид гадания на Ивана Купалу это, конечно, гадания с помощью венка: каждая девушка сплетала из трав и цветов венок и спускала его на воду.
В зависимости от того, что случалось с её венком, интерпретировалась её судьба на ближайший, до следующего Ивана Купалы, год. Чем дальше и дольше венок плыл целым и невредимым, тем быстрее девушка должна была выйти замуж. Если же венок расплетался вскоре после спуска на воду, обычно это означало что либо уже назначенная свадьба расстроится, либо девушка расстанется с возлюбленным. Быстро утонувший венок означала любовную измену, а венок, не уплывший далеко и приставший к берегу, говорил лишь об одном – скорой свадьбы ждать не приходится. Многие другие виды гаданий также должны были дать ответ на вопрос о личной жизни: первое произнесённое любой встреченной женщиной мужское имя воспринималось как имя будущего суженого; лицо суженого якобы можно было увидать в помещённом в воду золотом кольце. Ну и, конечно, огромное количество гаданий на растительности – на цветках, на травинках, на листьях деревьев, на букетах.
Александр Бабицкий