Библия о Всемирном потопе: второе рождение человечества
В настоящее время учёные (историки, лингвисты, религиоведы, археологи и представители ряда других гуманитарных дисциплин) склонны считать, что распространённые по всему миры легенды и сказания о Всемирном потопе являются проявлениями коллективной памяти человечества о далёкой глобальной стихийной катастрофе. Но наиболее известно, конечно, библейское повествование о потопе, ставящее, прежде всего, нравственные проблемы.
Когда терпение Творца переполнено
Книга Бытия, неотъемлемая составная часть Ветхого Завета, довольно подробно рассказывает о Всемирном потопе, о «мотивах» Господа пойти на такой шаг, о самом потопе и о событиях, последовавших ему и напрямую с ним связанных. Согласно логике библейского повествования, Всемирный потоп был обусловлен не только жизнью современников Ноя, сколько всей историей человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы, изгнания их из рая и дальнейшего разделения людей на потомков братоубийцы Каина и потомков Сифа, третьего сына Адамы и Евы. Человек от поколения к поколению всё дальше удалялся от Бога и привносил в мир, созданный Творцом идеальным, всё больше и больше зла.
В результате к определённому моменту сложилась такая ситуация, что, как гласит Книга Бытия Господь раскаялся в том, что вообще создал человека, так как тот не только впал во зло сам, но и способствовал изменению идеального порядка во всём мире, в том числе и в природе. К тому же до сих пор существует загадка относительно упоминаемых в Библии неких исполинов, родившихся от «сынов Божиих» и «жен человеческих». О том, кем же были эти исполины и какую роль они играли в мире, до сих пор идут споры, однако их причастность к божественному решению об устроении Всемирного потопа в Библии оговаривается однозначно. Человечеству был дан последний шанс, период в сто двадцать лет, когда оно могло исправить свою жизнь, но оно этим шансом не воспользовалось.
Каждой твари по паре…
Единственным праведным семейством, то есть семейством, жившим в соответствии с нравственными понятиями, угодными Богу, было семейство Ноя. Именно ему и его родственникам Бог решил даровать спасение (многие христианские богословы указывают на то, что существование хотя бы нескольких праведников убедило Господа в том, что человечество небезнадёжно). Поэтому Он приказал Ною построить огромный ковчег, куда могли бы уместиться он и его семья, всякой живой твари по паре, чтобы после потопа заново заселить землю, и достаточно запасов для многих дней плавания.
При этом Ною были даны очень подробные практические указания, каких размеров и какого устройства строить ковчег – согласно библейским представлениям, до Ноя и времён Потопа человечество просто не знало кораблей. За семь дней до начала потопа Господь приказал Ною со всеми, кто должен был быть на борту, подняться на ковчег, а затем начался Всемирный потоп. Согласно Библии, потоп питался двумя источниками: небесными, то есть беспрерывным сильнейшим дождём, продолжавшимся сорок дней, и земными недрами, откуда стала в изобилии поступать вода на протяжении ста пятидесяти дней. В результате этой катастрофы погибло всё живое, что обитало на суше и в воздухе.
Главный вопрос – насколько «всемирным» был потоп?
Затем, как известно из Библии, наступил период ожидания, когда же спадёт вода, после которого поочерёдно с промежутками в несколько дней выпускались с ковчега птицы, ворон и голубь. Однажды голубь не вернулся на ковчег, что стало очевидным признаком того, что где-то вода уже окончательно сошла и земля начала высыхать. Ной и его семья сошли на землю и принесли благодарственные жертвы Господу, который, видя их искреннюю благодарность за спасение, решил больше никогда не прибегать к всеобщему уничтожению человечества.
Учитывая то, что сказания о потопе характерны не только для иудейско-христианской традиции (а за ними и для исламской), но и для мифов практически всех народов мира, главным вопросом для богословов в данной проблеме является не то, были ли у Всемирного потопа реальные исторические аналогии, в то, насколько «всемирным» был потоп. Современные данные геологической науки не дают пока оснований заявлять о том, что в истории человечества в обозримом прошлом имело место покрытие водой всей поверхности Земли. Поэтому для богословов существует проблема выбора: настаивать ли на том, чтобы воспринимать данные о потопе из Книги Бытия дословно и говорить о том, что вода покрыла всю землю, или выдвинуть альтернативную версию.
Эта альтернативная версия куда лучше соотносится с научными данными и гласит, что повествование о потопе отражает действительно катастрофические наводнении, имевшие место быть в древности в Ближневосточном регионе. А так как библейская традиция неразрывно связано с еврейским народом, то и произошедшее в районах его обитания и смежных с ними регионах наводнение действительно воспринималось бы современниками и потомками как всемирное. Здесь на первый план выходит особенность психологии человека древности: имея перед собой лишь те земли, которые он знал и о которых слышал от других людей, именно эти земли он и воспринимал как весь мир. Разумеется, ни древние евреи, ни жители соседнего Междуречья знать не знали ни о каких Австралиях, Америках или даже Япониях.