Всемирный потоп в исламе: поздняя версия библейского повествования
Исламская версия повествования о Всемирном потопе очень похожа на библейский рассказ об этой глобальной климатической и этической катастрофе. И это не удивительно: так как во многом та часть Корана, которая повествует о первых порах существования человечества и его общения со Всевышним, представляет собой пересказ Ветхого Завета. Впрочем, собственные особенности в исламской версии Всемирного потопа всё-таки имеются.
И здесь потоп вызван грехами человечества
Согласно Корану, в чём священная книга мусульман практически полностью повторяет Ветхий Завет, потоп стал наказанием человечеству за его грехи. Согласно изысканиям исламских богословов, после смерти пророка Идриса (в библейской традиции – пророк Енох) люди, имевшие от пророка и его последователей, других пророков, откровение о Всевышнем, постепенно стали впадать в многочисленные грехи и, самое страшное, в язычество. После смерти пророков им стали устанавливать памятники – первоначально в память о них, но через несколько поколений эти изваяния утратили свой первоначальный смысл и превратились в идолов самостоятельных божеств.
Кроме того, человечество стало нарушать заветы Всевышнего и предаваться грехам, среди которых особенно вопиющими была всеобщая безнравственность и порицание всех, кто верил во Всевышнего. Чаша божественного терпения переполнилась и он решил уничтожить грешников, так как практически все они перестали внимать увещеваниям. Одним из таких увещевателей был пророк Нух (Ной), живший в одном из племён на территории современного Ирака, и постоянно напоминавший соплеменникам об их грехах, о необходимости покаяться и вернуться к исполнению заветов Всевышнего. Однако Нуха не только не слушали, его нередко попросту избивали. Так что Нух был избран свыше для того, чтобы выжить после потопа и дать начало новому человечеству, которое имело бы шанс начать более благочестивую жизнь.
Кто поверил – спасся…
В описании непосредственно потопа и судьбы Нуха, его семейства и ковчега ислам также в основных чертах следует библейской традиции. Точно так же Всевышний повелел Нуха построить к определённому сроку деревянный ковчег, на котором он смог бы спастись во время потопа. Точно так же рассказывается о том, что во время строительства ковчега люди глумились над Нухом. Так же повествуется о том, как из недр земли и с неба хлынула повсеместно вода, и это длилось в течение нескольких месяцев, что привело к затоплению всей земли и гибели почти всего человечества. И точно так же говорится о том, как через сорок дней плавания ковчег Нуха пристал к горе (в Коране – к горе Джуди, в Библии – к горе Арарат), а Всевышний приказал воде уйти в землю.
Но есть в исламской версии непосредственных событий потопа и определённые отличия. Так, в Коране Нуху была предоставлена возможность взять в ковчег, помимо членов своей семьи и животных, также ещё и тех людей, которые вняли бы его увещеваниям и снова вернулись к вере в Бога. В Библии такого не было: из людей спаслись только Ной и его семья. В Коране гораздо большее внимание уделяется мотиву веры, которая могла спасти от потопа, и неверия, которое могло погубить. Так, один из сыновей Нуха, не поверивший отцу, в итоге утонул в водах потопа, а одна добродетельная старуха, которую пророк просто забыл взять на ковчег, не только пережила потоп, но и вовсе не заметила его.
Исламские параллели современности и времён Всемирного потопа
Любопытно, что как христианство, так и ислам примерно одинаково переносят этическую составляющую повествования о Всемирном потопе в современную жизнь – в обоих случаях акцентируется внимание не на климатической и природной составляющей, а на нравственности. Современные исламские богословы проводят прямую параллель между состоянием нравов человечества во времена Всемирного потопа и сегодняшним падением нравов по всей планете. Настоятельно напоминается, что потоп стал заключительной стадией многочисленных предзнаменований и «напоминаний» людям свыше, что нужно покаяться в своих греха и изменить свою жизнь – достаточно вспомнить о засухе продолжительностью в сорок лет, которая, согласно повествованию, предшествовала потопу.
В современных участившихся и принимающих всё более серьёзный оборот стихийных бедствиях, в общем изменении климатических условий и осложнении экологической обстановки усматривают те же самые предостережения, после которых может последовать ещё одна глобальная катастрофа сродни Всемирному потопу.