Еще из школьных уроков по биологии мы знаем о рецессивных и доминирующих генах, и мы помним только что-то о горохе и мотыльках. Но эти знания - всего лишь то, что лежит на поверхности науки. Недавние исследования в области генетики человека выявили новые факты о нас и нашей истории. Это дает возможность увидеть самих себя в новом свете.
Фактор Чингизхана
Огромное количество людей сегодня могут проследить, что их родословная идет от Чингизхана, так гласит общепринятая теория. Завоеватель, чья армия захватила Азию, был также плодовит и в плане потомства.
Но есть некоторое уточнение. Когда бухгалтер из Флориды заявляет, получив тест ДНК, что он один из многих потомков Чингизхана, детальное рассмотрение генетических маркеров говорит о том, что он происходит из определенных областей Евразии – территории Хана. То есть, нет 100% гарантии, что кровь императора течет в жилах жителя Флориды – это просто вероятность. Так как могила Чингизхана не была обнаружена, то и образцов его ДНК не существует.
Теорию об огромном потомстве Чингизхана можно проследить в исследованиях 2003 года, где сказано, что 16 миллионов человек сегодня являются потомками хана. В 2015 году генетики вернулись к этому вопросу и сделали шокирующие выводы. Монгольский маркер в ДНК не одинок, по крайней мере, еще десять человек в истории стали началом огромных генеалогических деревьев, похожих на ветви Чингизхана.
Один из них - правитель Династии Цин по имени Джоганга, живший в 16-м веке. Ему приписывают 1,5 миллиона потомков, живущих сегодня в Китае. Другой, член семьи Уй Нейлл, - из Ирландии, начал распространять свой генетический материал в эпоху Средневековья. Хотя личность других неизвестна, примерно есть представление, откуда они родом и в какое время жили. Как говорят ученые, эти отцы-основатели жили между 2100 и 300 г. до н.э. где-то на Ближнем Востоке, в Индии и в Юго-Восточной и Центральной Азии. Европейский журнал генетики человека предполагает одну неоспоримую вещь – таинственные прародители имели политическую, военную и экономическую мощь, и их социальный статус дал возможность им распространять свою любовь.
Генетика и алкоголь
Если вы – один из тех несчастных, которые болеют с похмелья после небольшого количества спиртного – возможно, виноваты предки. Серия недавних исследований о взаимоотношениях человека и алкоголя выявила, что на 55% переносимость алкоголя зависит от наследственности. Остальное зависит от количества и качества выпитого.
Первые данные были получены в 1972 году. 13511 близнецов мужского пола, все ветераны Великой Отечественной войны, были опрошены об их опыте похмелья. Позже близнецы, как мужчины, так и женщины, рассказывали об их самочувствии после ночной попойки. Для обеих полов результаты были аналогичны. Результаты показали, что есть генетическая связь с состоянием похмелья и сопротивляемостью алкоголю. 43% участников заявили, что они могут выпивать и не болеть утром.
В 2010 году исследования, проведенные Университетом Северной Каролины, выявили еще более интригующие факторы. Существует ген, который может помочь людям выбраться из мрачной ловушки алкоголизма. Ген, названный «навеселе», был изучен, и оказалось, что 10-20% участников имели ген, делающий их чувствительными к алкоголю. Ген CYP2EI отвечает за разложение алкоголя в мозге, а также в печени. У некоторых людей алкоголь больше перерабатывается мозгом. Они чувствовали воздействие алкоголя раньше и более интенсивно, чем те, кто этот ген не имел. Исследования студентов добровольцев показали, что, если один из родителей страдал алкогольной зависимостью, то переданный ген может привести к семейному алкоголизму.
Русские дружелюбные лисицы
Почти все, что мы знаем о русском генетике Дмитрии Константиновиче Беляеве, что со студенческой поры и до сегодняшних дней он занимался разведением лисиц в России в поисках ключа к их приручению.
Когда речь идет об опасных профессиях, генетик не в этом списке. Но в начале 20-х годов этот человек был объявлен вне закона в Советском Союзе. Беляев последовал по стопам своего брата Николая, который был арестован в 1937 году и казнен за его работы в области генетики. Пройдя Великую Отечественную войну, Беляев стал работать над генетической загадкой, как сделать из дикого животного домашнего питомца. Он разводил серебристо-черных лисиц, чтобы скрыть свои эксперименты под маркой мехового промысла.
В отдаленном уголке Сибири он начал приручать своих питомцев. В его команде было 30 мужчин и 100 женщин. Они начали селективное разведение лисиц, сосредоточившись на поведении животных, а не на цвете и качестве меха. Если лиса кусалась или показывала другое недружественное поведение, то ее исключали из процесса разведения. Дружелюбных лисиц, наоборот, объединяли в пары.
Уже 45 поколений лисиц успешно разведено Беляевым, и они стали относиться к человеку, как домашние собаки. Правда, процесс одомашнивания имел и физические последствия для лисиц. Их мех потерял правильную окраску, а кожа стала пигментированной. Для меховой отрасли они теперь бесполезны. Но прикрытие Беляева в качестве меховой фермы сработало. Его коллеги отмечают, что хоть шкурки животных некачественные, но вместо этого, случайным образом, его лисы очень дружелюбны.
Беляев умер в 1985 году, но его последователь продолжает эксперименты по избирательному разведению лисиц. Теперь питомцы имеют хвост крючком, висячие уши, и они любят человеческое общение, как собаки. Но есть последнее препятствие для успешного завершения эксперимента. Лисицы должны поддаваться дрессировке, и многое еще предстоит сделать, чтобы исследовать связь между физическими признаками и геном одомашнивания. В настоящее время проект простаивает из-за отсутствия денег, и лисицы томятся в клетках.