Еще много лет назад американской геостратег Збигнев Бжезинский, интеллектуальный архитектор «глобализации», предупреждал элиту западного мира и, в частности, Америки, о «глобальном пробуждении политической сознательности». Бжезинский подчеркивает, что «во всем мире стремление к утверждению человеческого достоинства является главной задачей явления глобального политического пробуждения... Это пробуждение представляет собой социальную и политическую радикализацию общества».
Усмиряй и властвуй
Бжезинский и другие члены Совета по международным отношениям намерены разрабатывать стратегии «управления» и «усмирения» этого пробуждения с целью защиты интересов и американского империализма и глобальных властных структур. Таким образом, необходимость контролировать «пробуждение» - вот самая актуальная задача американской внешней политики .
В 2008 году в статье в New York Times Бжезинский подчеркнул необходимость создания всесторонней стратегии для борьбы с этой «угрозой» элитарным структурам и их интересам, объяснив, что «фундаментальная задача нового президента в том, чтобы восстановить глобальную легитимность США. Для этого нужно стать инициатором коллективных усилий, направленных на создание расширенной системы глобального управления».
Четыре пункта стратегии Бжезинского
Стратегия Бжезинского зиждется на организационном расширении процесса «глобализации» и превращении ее в «глобальное управление». Бжезинский представил четыре пункта стратегии: объединение, расширение, привлечение и усмирение. «Объединение» обозначает возвращение к общим целям Америки и Европы. «Расширение» обозначает формирование расширенной коалиции по принципу взаимозависимости, готовой играть важную роль в обеспечении более эффективного глобального управления. Бжезинский указал на то, что Большая восьмерка «устарела», и предложил расширить ее состав до Большой двадцатки (G20, образована в 2009 году).
Большая двадцатка стала «группой глобального экономического управления на уровне министров, губернаторов, глав государств и правительств». Герман фон Ромпей, Президент Европейского союза, называет 2009 год «первым годом глобального управления».
Таким образом, эти элиты продвигают концепцию «глобального управления», которая является точной стратегией Бжезинского, разработанной для контроля «глобального политического пробуждения».
Следующий пункт в стратегии Бжезинского – «привлечение» - обозначает «получение лояльности высших должностных лиц в неофициальных переговорах между ключевыми державами, в частности, США и Европейской Триадой, Китаем, Японией, Россией и, возможно, Индией», в частности между США и Китаем, так как «без участия Китая невозможно решить многие общие мировые проблемы».
Наконец, последний пункт – «усмирение» - обозначает «усилия США, направленные на то, чтобы не увязнуть на обширной территории от Суэцкого канала до Индии». Как пояснил Бжезинский, «в этом динамично меняющемся мире кризис американского лидерства может стать кризисом глобальной стабильности».
Управляемый хаос
С точки зрения Бжезинского, единственная альтернатива конструктивной роли Америки – это глобальный хаос. «Контроль» - вот ключевое понятие этой стратегии, а ее конечная цель – «глобальное управление».
Никогда не следут пренебрегать веками проверенной имперской тактикой «разделяй и властвуй». Если «управляемый переход» невозможен, начинается «управляемый хаос». Когда дипломатия бессильна и не может преодолеть барьеры, их разрушает война.
Теперь вернемся к «арабской весне» и рассмотрим, какие стратегии США могут применить в этой ситуации. Предпочтительный для американской власти вариант – это «демократизация», о которой говорилось выше, но масштаб и стремительность последних событий в арабском мире ставят эту американскую стратегию под угрозу.
Тактика «цветных революций»
Планирование, координация и управление революционными движениями или «демократическам смена режима» - далеко не новая тактика американских геополитиков; однако в прошлом она применялась для вполне определенных народов, причем часто этапы этого процесса были существенно отдалены по времени, чтобы создать видимость естественного хода событий.
Именно так обстояло дело со спонсируемыми американцами «цветными революциями» в Восточной Европе и Центральной Азии, в том числе:
- в Сербии в 2000 году;
- в Грузии в 2003 году;
- в Украине в 2004 году;
- в Кыргызстане в 2005 году.
... где неправительственные американские организации, занимающиеся продвижением демократии (Национальный фонд поддержки демократии, Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, USAID, Freedom House, Институт Альберта Эйнштейна, а также крупнейшие американские благотворительные фонды), могли надежно закрепиться и применить стратегию «демократической смены режима».
Неудача в Иране
Кроме того, «демократическая смена режима» в странах, перечисленных выше, произошла в результате (оспариваемых) выборов, что дало причастным к этому организацим и фондам, точные сроки для организации и мобилизации протестов. Более того, аналогичная схема применялась в Иране летом 2009 года, когда после президентских выборов в стране возникло «Зеленое движение».
Это была хорошо организованная попытка США негласно провести «демократизацию» с целью установления в Иране дружественного США режима. Эта стратегия была разработана в 2006 году, подготовлена ЦРУ, обошлась налогоплательщикам примерно в 400 млн. долларов, а Госдепартамент координировал работу с социальными медиа – Twitter, Facebook и Youtube.
Однако, как показали дальнейшие события, навязать «смену режима» в конечном итоге не удалось. Таким образом, даже четырехсотмиллионное финансирование и прекрасно скоординированная попытка «интеллектуальной манипуляции» не обеспечивает успех стратегии.