В арабском мире успеху имперской стратегии мешают арабские режимы, которые прекрасно осознают угрозу, которую представляет присутствие США, хотя Америка и продолжает сотрудничать с многочисленными местными оппозиционными группами и организациями гражданского общества.
Отсутствие оппозиции
Применение этой стратегии в странах с авторитарными режимами, которые с большим подозрением относятся к неправительственным организациям и оппозиционным группам, невероятно сложно. Кроме того, авторитарные режимы, как правило, не проводят выборы, разве что чисто номинальные, на которых победу одерживает представитель власти с перевесом в 97%. В такой ситуации трудно мобилизовать оппозиционные силы.
Кроме того, «цветные революции» в Восточной Европе были в основном организованы по стратегии объединения всех оппозиционных групп под началом одного лидера, чтобы совместные усилия были более скоординированными.
Но в арабском мире такая стратегия не сработала бы, и все попытки поддержать отдельных лидеров оппозиции не увенчались успехом. Хотя многие оппозиционные группы объединяются, чтобы противостоять режиму, у них не всегда есть конкретные и безусловные лидеры, что создает возможность «вакуума власти». Это еще более опасно для американских интересов.
Реальная сила
Еще одна важная проблема, присущая этой стратегии в арабском мире, - это роль внутренних войск. Войска в авторитарных арабских режимах в значительной степени финансируются и вооружаются Америкой, отчего военные превратились в мощную политическую и социальную силу.
Таким образом, Америке приходится искать «золотую середину» - поддерживать развитие гражданского общества и оппозиционных групп и при этом содействовать военным. Если последние посчитают свое положение небезопасным, они могут провернуть государственный переворот по собственному сценарию, что контрпродуктивно американской стратегии в регионе. К тому же, широко известно, что Америка является основным спонсором этих военных структур.
Эта стратегия воплотилась в создании так называемых «переходных правительств», которых поддерживают военные как в Тунисе, так и в Египте. Хотя намерение США посодействовать «демократической смене режима» в арабском регионе очевидно, к масштабу протестного движения Америка оказалась неготова.
Попытки координации протестов
С самого начала тунисских протестов в декабре 2010 года Америка внимательно следила за развитием ситуации, пытаясь повлиять на результат. Тем не менее, западные СМИ в первые четыре недели протестов практически молчали, ограничиваясь скупыми заметками, а ведь именно западная пресса играет важнейшую роль в «демократической смене режима» и «цветных революциях». Только после того, как президент Туниса бежал в Саудовскую Аравию, западные СМИ цинично провозгласили торжество демократии, и начали предупреждать остальной арабский мир о том, что его ждет участь Туниса (применяя давление общественности для продвижения стратегии «эволюции, а не революции»).
Таким образом, Америка пыталась возглавить протестное движение в Тунисе, которое возникло непредвиденно и спонтанно, как реакция на самоубийство молодого человека. Вспыхнула искра, и Америка попыталась раздуть из этой искры пламя.
В это же время искры недовольства вспыхнули во многих странах арабского мира, в том числе:
- в Алжире;
- в Египте;
- в Марокко;
- в Иордании;
- в Йемене.
В течение первых нескольких дней и даже недель протестов во многих других странах, которые были восприняты как закономерная реакция на события в Тунисе, Америка предприняла активные меры, чтобы возглавить и скоординировать это движение.