Влиятельные женщины, находившиеся рядом с верховной властью или даже напрямую обладавшие ею, это далеко не редкость в человеческой истории. Достаточно вспомнить Елизавету I и Екатерину II – обладательниц абсолютной власти, которые рассматриваются многими как самые великие правители в истории, соответственно, Англии и России. Однако применительно к странам, принадлежащим к исламской цивилизации, сочетание таких понятий, как женщина и власть, выглядит всё же диковинным и почти невозможным. Именно поэтому такое внимание и интерес вызывает женский султанат – период истории Османской империи продолжительностью примерно в сто лет, с середины XVI века до середины XVII-го.
Женский султанат: невозможное возможно?
Любопытно, что о засилье женщин в управлении Османской империи заговорили мужчины. Сначала в конце XVI века это был один из религиозных лидеров Порты, сетовавший в частной беседе, что женщины стали оказывать слишком большое влияние на султана, следовательно, на управление государством.
Затем, в начале XX столетия, турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай выпустил книгу с одноимённым названием. В ней он не только ввёл в оборот данный термин, но и отстаивал идею, что именно женский султанат Османской империи стал главной причиной длительного кризиса и упадка Порты после её апофеоза во времена Сулеймана Великолепного. Вроде бы именно неуёмное вмешательство женщин в сугубо мужские дела и привело великую империю к постепенному ослаблению и приходу в плачевное состояние. Эта идея в дальнейшем нашла немало сторонников среди турецкой интеллигенции, разделяющих подобное мнение до сих пор.
С одной стороны, назвать подобное утверждение полностью безосновательным нельзя. В период с примерно 1574 года по 1656 год женщины действительно оказывали существенное влияние на управление Османской империи. Так получилось благодаря тому, что в этот период большинство султанов пребывали на троне непродолжительное время, многие из них были несовершеннолетними или недееспособными. В результате этого значительная часть управленческих функций перекладывалась на регентов, которыми становились их матери, обладательницы титула валиде-султан. В качестве регентов эти женщины действительно влияли на управление страной в первую очередь за счёт кадровой политики: именно они определяли кандидатов на важнейшие должности, такие, как великий визирь и начальник корпуса янычар.
Со второй половины XVI века в Порте действительно начался период стагнации, или застоя, чему в определённой степени способствовало ослабление аппарата управления и усиление коррупции, ставшее следствием «султаната женщин».
Женщины, конечно, виноваты, но…
Однако сваливать на женский султанат все беды Османской империи было бы нечестно и глупо. Хотя с точки зрения многих турецких историков это очень удобное объяснение. Им трудно смириться с тем, что практически сразу после своего апофеоза при Сулеймане Кануни Порта застопорилась в своём развитии и не пошла по пути дальнейшем упрочения могущества, а впала в спячку, чтобы с конца XVII столетия покатиться по наклонной кризиса протяжённостью в двести с лишним лет. Удобно обвинить во всём женщин, которые испортили великую страну.
Правда, многие начинали обвинять уже знаменитую Хюррем Султан (Роксолану) в том, что это она заложила основы женского султаната. Но тогда придётся признать, что самый могущественный султан Порты, Сулейман, утратил полноту власти – что явно противоречит как историческим фактам, так и мотивам критиков женского султаната и лично Роксоланы.
Объективный взгляд на историю Османской империи показывает, что женский султанат не был первопричиной её упадка. Более того, период упадка Порты фактически начался через почти тридцать лет после окончания женского султаната, в 1683 году, после грандиозного поражения османского войска под Веной. С этого момента прекратились все завоевательные походы Порты в Европе, она начала сдавать свои позиции. На женский султанат же пришёлся период застоя, когда Османская империя, хоть и не блистала, но по-прежнему была мощной геополитической силой.
Первые признаки стагнации проявились уже в конце эпохи Сулеймана Великолепного, когда все его многочисленные попытки продолжить завоевания в Западной Европе окончились неудачно. Порта стала слишком крупной империей, чтобы активно вести завоевательные войны. Теперь основные силы нужно было сосредоточить на удержании завоеваний. К тому же требовалось пристальное внимание каждого султана к управлению, чего после Сулеймана не наблюдалось по объективным и субъективным причинам. Участие женщин в управлении сыграло свою негативную роль – но это было меньшее из всех зол.