Предположительный саркофаг Святого Павла в Риме
Святой Павел, апостол ранее известный как Савл из Тарса, превозносил достоинства христианства более беспощадно, чем кто-либо, за исключением самого Христа. После своего мученичества Павел и Святой Петр были похоронены вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме.
Затем, чтобы вознаградить его неослабевающий труд по руководству первого поколения христиан, его останки были переданы в одну из четырех оригинальных папских базилик Рима, одноименную церковь Святого Павла. Согласно легенде, святой Павел почиет в саркофаге под главным алтарем базилики.
Затем последовал несколько неожиданный шаг, церковь решила испытать останки на святость. Под алтарем исследователи действительно нашли саркофаг и просверлили небольшое отверстие в его якобы 2000-летней оболочке. Внутри они нашли позолоченную фиолетовую ткань, древние благовония и фрагменты костей. Радиоуглеродное датирование подтвердило, что остатки были из первого или второго века, поддерживая заявленную датировку. Папа Бенедикт XVI объявил о подтверждении этого факта в своей речи, произнесенной в той же базилике в 2009 году в качестве прелюдии к празднику Святого Петра и Святого Павла.
Сибирские маски смерти
Древние сибирские культуры хоронили мертвых, соблюдая различные жуткие (для современного человека) погребальные обряды. Одна из обычных практик состояла в том, чтобы сжечь, а затем воссоздать умершего в виде некоего чучела. Раскопки в Сибири, в Кемеровской области, обнаружили внушительную, сорок квадратных метров, крипту, заполненную тридцатью телами взрослых людей, украшенных реалистичными посмертными масками, высеченными из гипса, мягкого песчаного минерала, используемого в качестве штукатурки.
Это наименее жуткая часть процедуры. Тела внутри гробницы Шестаково-3 прошли полную ритуальную процедуру. Во-первых, они были кремированы. Затем большие кости, которые упорно оставались нетронутыми огнем, засовывались в кожу или тканевые, так называемые, манекены. И, наконец, на манекены накладывались маски, похожие на покойного. Возможно, затем проводились церемониальные пиры, перед тем как склеп, покрытый бревнами, поджигался. Кости более молодых людей также были найдены, хотя детям не надевали масок и они были похоронены вне стен крипты.
В подобном же захоронении археологи Зеленого Яра, расположенного вблизи Северного полярного круга, обнаружили тридцать четыре трупа в медных масках. Это было жуткое месиво, их черепа были разбиты, возможно, чтобы предотвратить их вечно живые души от смешения с живыми людьми. Правильно захороненные, эти тела сохранились лучше, чем те, что были найдены в Кемерово, из-за вечной мерзлоты и антиоксидантных свойств медных масок.
Буддийский «человеческий жемчуг»
В большинстве религий показ останков святых – освященная временем традиция. Буддисты в этом смысле ничем не отличаются от других и кропотливо собирают после кремации останки выдающихся подвижников или бхиккху.
После ритуала сожжения тела последователи просеивают пепел и обугленные ткани в поисках кристаллических остатков. Шарира, или (более волнующе) «человеческие жемчужины», крайне священные реликвии, выставляемые в богатых, хорошо защищенных сосудах на обозрение преданных. Благодаря своей набожности, буддийские монахи накапливают заслуги, положительную карму, и эти останки, как полагают, - дистиллированное, физическое проявление преданности монаха.
Некоторые из этих останков действительно напоминают жемчуг, хотя форма, консистенция и цвет зависят от телесного источника. Сожженная печень, например, превращается в желтоватые, похожие на семена горчицы кристаллы.
Наиболее ценны останки (некоторые не определяют их как шарира) происходящие от самого Сиддхартхи Гаутамы. В сингапурском Китайском квартале был возведен большой храм для хранения предполагаемого зуба Шакьямуни - храм и музей реликвии зуба Будды. Но Будда имел много зубов, и поэтому в Шри-Ланкийском городе Канди также есть живописный храм, построенный для зуба Будды, он так и называется - Храм Зуба.