Кецалькоатль: бог и человек
Если ориентироваться лишь на частоту упоминаний и количество посвящённых этому персонажу исследований и повествований, можно легко впасть в заблуждение и решить, что Кецалькоатль был верховным божеством ацтекского пантеона. Это не так: Кецалькоатль один из наиболее могущественных богов ацтеков, однако, далеко не самый главный, да и не единственный. Но и повышенное внимание к нему не случайно, так как это уникальное божество, которое обладало не только интернациональным характером (то есть почиталось не только ацтеками), но и элементами вполне человеческой биографии.
Змей в перьях – ну и что тут странного?
В действительности изначально Кецалькоатль был «чужим» для ацтеков божеством: ещё до нашей эры этот бог начал почитаться цивилизацией тольтеков, а примерно с X века нашей эры перебрался и в пантеон индейцев майя, получив там имя Кукулькан. Индейцы Центральной Америки представляли Кецалькоатля в разных ипостасях, однако наиболее популярным среди его визуальных образов был пернатый змей. Это связано с долгой и увлекательной «эволюцией» этого божества, которое в изначальной мифологии тольтеков или даже более древних индейских народностей был богом земли, плодородия, воды и в этом качестве представал в образе змеи. Однако затем Кецалькоатль приобрёл черты воздушного божества, повелителя ветра и дождя, а заодно получил и имя (птица кецаль традиционно считалась воплощением бога ветра и символом свободы).
Именно так и появился пернатый змей, бог, соединяющий в себе черты бога земли, плодородных сил, и бога воздуха и свободы. Постепенно Кецалькоатль приобрёл дополнительные функции и в таком качестве стал одним из самых могущественных богов уже ацтекского пантеона. У ацтеков это уже был бог, причастный к творению мира, ответственный за существование человечества в его разумном и одухотворённом состоянии – так как именно Кецалькоатль дал людям то, что сегодня принято обозначать как «культура» (знания, письменность, образование, ремёсла, искусства, земледельческие приёмы и некоторые важнейшие сельскохозяйственные культуры). Правда, к моменту создания цивилизации ацтеков (XIV век) Кецалькоатль был «отсутствующим» богом (такой его статус был обусловлен мифологией майя и тольтеков) и должен был в будущем вернуться с востока (повелителем этой части света он считался).
Существует мнение, что завоевание ацтеков Эрнаном Кортесом стало возможно и потому, что его первоначально приняли за вернувшегося Кецалькоатля (бог в легендах имел бороду и светлую кожу). Однако ряд учёных сомневаются в таком развитии событий и вообще в существовании именно у ацтеков легенды о возвращении Кецалькоатля.
Человек, ставший богом
С большей степенью уверенности можно говорить о том, что такая легенда была у тольтеков и майя и связана она с мифологической версией биографии и деятельности реального тольтекского государственного и религиозного деятеля IX-X веков. Сведения о жизни Топильцина Кецалькоатля тесно переплелись с легендами, но, если отделить явно фантастические сюжеты от правдоподобных, получится следующая биография. Топильцин родился в семье правителя тольтекского города Тулы в год «Первого тростника»: есть три варианта этой даты – 843 год нашей эры, 895 год или 947 год. Как бы то ни было, но отец Топильцина был убит ещё до его рождения, так что пришлось скрываться. Ещё в детстве он решил стать жрецом бога Кецалькоатля, поэтому его ритуальное имя звучит как Топильцин Кецалькоатль.
В возрасте тридцати лет Топильцин вернулся к власти в родном городе и провёл масштабные государственные и религиозные реформы, которые современными специалистами считаются первым прецедентом гуманистической науки в истории человечества (как минимум за 500 лет до начала эпохи Возрождения в Европе и появления самого понятия «гуманизм»). Топильцин отменил человеческие жертвоприношения богам и старался внедрить в сознание и жизнь общества принципы уважения как к полезному физическому труду (то есть к низшим сословиям населения), так и к духовному самопознанию (то есть к жрецам). Кроме того, он объявил главным принципом жизни самосовершенствование, в которое включал, прежде всего, моральный аспект. В политической жизни он старался вести неагрессивную внешнюю политику (что для Доколумбовой Америки было нонсенсом), а также пресекать дискриминацию по религиозному или этническому принципу. В таком духе Топильцин Кецалькоатль правил 22 года, однако затем интриги оппозиции, возглавляемой жрецами, требовавшими возвращения прежних культов с человеческими жертвоприношениями, привели к тому, что он был изгнан из городов тольтеков. С ним ушли и несколько тысяч его сторонников, которые, как полагают учёные, и осуществили в X-XI веках завоевание части земель майя .
Таким образом, пользовавшийся огромным авторитетом среди простого населения сначала цивилизации тольтеков, а затем и майя Топильцин, в качестве жреца носивший имя Кецалькоатля, очень быстро слился с образом самого бога, а обстоятельства его биографии стали мифологическим сюжетом сказаний о боге Кецалькоатле. Так этот бог появился в пантеоне майя под именем Кукулькана, а у майя и тольтеков возникла легенда, перешедшая потом к ацтекам, по которой бог был злыми божествами изгнан из родных мест, но непременно вернётся в будущем и принесёт возмездие. Любопытно, что изначально миролюбивый и отвергающий любое насилие культ Кецалькоатля у ацтеков трансформировался в весьма кровавый и подразумевающий человеческие жертвоприношения.
Александр Бабицкий