В театральных кругах существует поверье, согласно которому над «Макбетом» Шекспира тяготеет проклятие, поэтому ставить эту пьесу очень опасно. Так ли это на самом деле? Легенда о проклятии «Макбета» - одно из самых живучих театральных суеверий , особенно распространенное в западном театре.
Шекспировского «Макбета» просто называют «шотландской пьесой» или «той самой пьесой Барда», потому что даже произнести название «Макбет» - значит навлечь на себя невезение. Кажется, что злой рок преследует всех, кто рискнет поставить пьесу на театральной сцене, и даже тех, кто легкомысленно произносит ее название в помещении театра.
Шекспир совершил ошибку?
Согласно легенде, проклятие «Макбета» повелось от трех ведьм, которые по ходу действия с заклинаниями варили снадобье. Согласно той же легенде, Шекспир взял диалоги и заклинания ведьм из реальной жизни и тем обрек пьесу на вечные несчастья. Только вслушайтесь в знаменитый рефрен в начале четвертого акта:
- Пламя, прядай, клокочи!
- Зелье, прей! Котел, урчи!
Легенда гласит, что Шекспир хотел добавить в пьесу нечто особенное, чтобы угодить королю Якову I, который в 1597 году написал книгу «Демонология» (Daemonologie). Книга была посвящена колдовству и магии , но автор предостерегал читателей от ее использования. По одной из версий, в знаменитой сцене с ведьмами Шекспир использовал некоторые заклинания из книги короля Якова, вероятно, надеясь этим снискать расположение короля. И хотя эта версия не подкреплена убедительными доказательствами, легенда гласит, что некие практикующие ведьмы посмотрели спектакль и усмотрели в нем глумление над их священным ремеслом, а потому прокляли всех, кто будет так или иначе причастен к «Макбету». Поэтому теперь, каждый раз, когда идет пьеса, три оскорбленных ведьмы пробуждают от забвения, оживают и учиняют всякие пакости всем присутствующим на сцене и за кулисами.
Если поискать в Интернете примеры подобных бедствий – можно найти их множество. Одно только перечисление самых значимых эпизодов заняло бы не меньше 25 минут: во время сцены драки актеры получали серьезные ранения и даже гибли из-за того, что бутафорское оружие по какой-то непостижимой причине заменялось настоящим. Во время спектакля в театре происходили пожары, а окружающая его местность не однажды сотрясалась от землетрясения. Упоминаются и другие стихийные бедствия. Кроме того, членов труппы поражали серьезные недуги как до, так и после постановки. В общем, список можно продолжать и дальше, пока вам окончательно не надоест и вы не захотите оказаться в числе несчастных жертв проклятия «Макбета». Один из таких эпизодов, однако, заслуживает особого упоминания из-за неожиданно большого количества жертв.
Беспорядки на Астор Плейс
Речь идет о самом убедительном свидетельстве легендарного проклятия, беспорядках в театре Astor Place Theater в Нью-Йорке в 1849 году. Для того чтобы усмирить разбушевавшуюся публику, пришлось вызвать Национальную гвардию, которая открыла огонь по толпе. По меньшей мере, 25 человек было убито, и около 120 – ранено. Беспорядки были вызваны конфликтом между двумя лагерями публики, поддерживающими двух актеров, которые исполняли роль Макбета в этот вечер в двух разных театрах. По крайней мере, именно так эту историю обычно преподносят поклонники легенды о проклятии «Макбета». На самом деле потасовка на площади Астор Плейс была связана не с расхождением эстетических вкусов нью-йоркской публики, а с классовыми разногласиями местных жителей, которые они пытались решить кулачным путем. Она не имеет никакого отношения к «Макбету».
В течение многих лет между местными жителями-работягами, среди которых было немало ирландских иммигрантов, и представителями высшего сословия-англофилами велась война, которая иногда выливалась в кровопролитные стычки. В 1849 году, накануне злосчастного инцидента, ситуация в очередной раз обострилась, и Национальная гвардия была наготове еще за несколько дней до начала беспорядков на премьере «Макбета». Ирландские и американские рабочие планировали выразить свое недовольство, испортив премьеру спектакля с участием любимца нью-йоркских аристократов, британского актера Уильяма Макриди. Они забросали театр камнями и попытались его сжечь, после чего началась стрельба, и к утру булыжники были залиты кровью. На следующую ночь разъяренная толпа потребовала объяснений от властей, что привело к новой стычке с гвардейцами, в результате которой погиб молодой парень.
Изначально театр Astor Place Theater задумывался как театр именно для состоятельной публики, богачей и аристократов, которым негде было проводить досуг, кроме как в Bowery Theater, который был главным театром в городе. Однако в Bowery Theater вход был открыт для всех сословий, и для богатых, и для бедных. Эдвин Форрест, восходящая звезда американского театра, особенно любимая бедной публикой, назначил премьеру «Макбета» на тот же вечер, что и Макриди. Вероятно, с его стороны это была пощечина конкуренту, любимому нью-йоркской элитой. Таким образом, хотя формально беспорядки и в самом деле были вызваны постановками «Макбета», сама пьеса не имела к ним абсолютно никакого отношения. Беспорядки должны были случиться, и произошли бы, независимо от того, существовал ли «Макбет», или нет. Если три ведьмы выбрали именно эту постановку, чтобы наслать беду и несчастья, они совершенно не справились со своей работой.