Легенда о соперничестве между Моцартом и Сальери получила широкое распространение в массовой культуре после выхода на экраны в 1984 году фильма «Амадей» Милоша Формана. По сюжету фильма Вольфганг Амадей Моцарт был убит оскорбленным завистником, придворным композитором Антонио Сальери. Сальери ловко воспользовался любовью Моцарта к спиртному, его бедственным финансовым положением и одержимым желанием угодить покойному отцу, и добился того, что бедный Моцарт работой вогнал себя в могилу. В чем же заключался коварный план Сальери?
Скрывшись под маской, он заказал Моцарту заупокойную мессу (реквием) в невозможно короткий срок, якобы для своего собственного отца, и несчастный Моцарт трудился над сочинением реквиема до полного истощения физических и душевных сил. После смерти Моцарта Сальери выдал сочинение за свое собственное, в то время как тело Моцарта было похоронено в общей могиле с нищими. Фильм получил восемь «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а также множество других наград по всему миру. Сегодня, если вы спросите прохожего на улице, как умер Моцарт, он с большой долей расскажет историю из фильма Формана.
Но насколько верна эта гипотеза? Как ни парадоксально, но, несмотря на то, что рассказанная Форманом история – художественный вымысел, она может быть не лишена рационального зерна. По сути, правды в ней гораздо больше, чем можно подумать.
О фильме и о пьесе «Амадей»
Фильм был снят по пьесе Питера Шеффера «Амадей» (1979). Как и в фильме, рассказ в ней ведется от первого лица, в форме воспоминаний Сальери, который исповедуется священнику после неудачной попытки самоубийства. По мере того, как его музыка становится непопулярной и уходит в небытие, а сочинения Моцарта приобретают все большую популярность даже после его смерти, Сальери делает последнюю попытку вновь оказаться в центре общественного внимания. Он оставляет ложное признание в том, что отравил Моцарта с мышьяком. Но, по иронии судьбы, никто не верит его признанию, и Сальери становится еще большим парией.
Пьеса Шеффера, в свою очередь, написала под влиянием драматической зарисовки Александра Пушкина «Моцарт и Сальери», которая вошла в цикл «Маленькие трагедии». Произведение Пушкина увидело свет в 1830 году, всего через пять лет после смерти Сальери. В 1898 году драматические сцены «Моцарт и Сальери» Пушкина почти дословно вошли в либретто одноактной оперы Н. А. Римского-Корсакова с таким же названием. В этой более мрачной и куда более простой версии соперничества Моцарта и Сальери, последний завидовал мастерству Моцарта как композитора и презирал его за вульгарный нрав. Однажды Сальери пригласил Моцарта на обед. После изощренной словесной дуэли Сальери представился шанс влить яд в бокал Моцарта. Финальный монолог торжествующего Сальери намекает на его безумие.
Причина смерти великого композитора в 1791 году и сегодня остается такой же загадочной, как и 220 лет назад. Если Моцарт действительно был отравлен, что не исключено, личность его убийцы неизвестна. На этот счет существует около десятка предположений.
Вражда, вошедшая не только в историю музыки
Не секрет, что Моцарт и Сальери соперничали на ниве сочинения музыки. Моцарт и его современники неоднократно упоминали о том, что Сальери, не скрываясь, открыто продвигает свои произведения для постановки в театрах, часто в ущерб сочинениям Моцарта. Сальери считался мастером итальянской оперы в Вене, и все эксперименты Моцарта в этом жанре (надо сказать, очень успешные) воспринимались Сальери как попытка захватить его территорию. Композиторы, работавшие в других жанрах, вполне мирно сосуществовали с Сальери и не имели с ним никаких конфликтов – как и Моцарт, пока последний не взялся за итальянскую оперу. Впрочем, у Сальери не было необходимости убивать Моцарта, чтобы убрать его с дороги и вернуть себе расположение двора; его положение в обществе и так было прочным, а влияние – почти безграничным.
Гипотеза о виновности Сальери целиком и полностью основана на легенде, что он якобы признался в совершенном злодеянии на смертном одре. В 1823 году, примерно 32 года спустя после смерти Моцарта, Сальери действительно предпринял попытку самоубийства, перерезав себе горло, но выжил и был помешен в клинику для душевнобольных. Вскоре распространились слухи, будто он сознался в отравлении Моцарта, и эти слухи разошлись настолько широко и так прочно укоренились, что на венском представлении Девятой симфонии Бетховена в зале разбрасывали листки с изображением Сальери с чашей с ядом, склонившегося над Моцартом. К тому времени музыка Моцарта была уже очень популярна, и на его предполагаемого убийцу обрушился народный гнев. Но не все ненавидели Сальери, у него были и сторонники. Сформировались два лагеря: лагерь тех, кто знал Сальери и защищал его от слухов и клеветнических обвинений, и суд общественного мнения, лагерь куда более многочисленный и состоящий из людей, которые не были с ним знакомы и знали о нем лишь понаслышке.
Признание которого не было?
Нет убедительных доказательств того, что Сальери когда-либо признавался в отравлении Моцарта. Лучшее объяснение этого загадочного признания дает Игорь Бэлза в брошюре, изданной в Москве в 1953 году. Бэлза утверждает, что ему сказал другой человек (который уже умер), что он когда-то видел исповедь написаную Сальери. Однако существование такого покаянного признания так и не подтвердилось – согласитесь, это сенсационный документ уже давно был бы обнародован, существуй он на самом деле. Впоследствии эта публикация Бэлзы была опровергнута. Но существует – и это доказано – другой документ, письменное заявление двух слуг, круглосуточно ухаживающих за Сальери в последние два года его жизни, о том, что они никогда не слышали от него подобных признаний.
Существует также исторический анекдот о том, что Сальери однажды решил посетить Бетховена в Вене и пригласил сопровождать себя Россини, тогда еще малоизвестного композитора. Бетховен якобы не пустил Россини в дом и накричал на него: «Как вы посмели привести в мой дом отравителя Моцарта?» Хотя эту историю повторяют довольно часто, она совершенно не согласуется с тем, что нам известно о Бетховене и Сальери. Сальери был учителем Бетховена, и они всегда поддерживали уважительные приятельские отношения. Бетховен настолько уважал своего наставника, что даже после смерти Моцарта посвятил Сальери скрипичную сонату опус 12, и написал ряд вариаций на тему из оперы Сальери «Фальстаф». Так что даже этот анекдот – не более чем вымысел.