Версии смерти
Все известные биографы Моцарта, а также ученики Сальери, в том числе ближайший друг и соратник Моцарта Франц Ксавье Зюссмайр, после смерти великого композитора завершивший его «Реквием», опровергали клеветнические обвинения Сальери в смерти Моцарта. Зюссмайр практически неотлучно находился при Моцарте на протяжении последних месяцев его жизни, и, зная причины поразившей его болезни, он, не колеблясь, продолжал обучение у Сальери. Также примечательно, что Сальери никогда не предъявляли обвинения в преступной деятельности какого-либо рода, его репутация была кристально чистой. Его профессиональная карьера продолжала процветать, несмотря на клеветнические слухи. Многие великие композиторы продолжали обучение под его руководством, в том числе молодые Ференц Лист и Франц Шуберт.
Хотя вся тяжесть обвинений в убийстве Моцарта легла на Сальери, он был не единственным подозреваемым. Вопреки популярному мнению, Сальери не заказывал Моцарту «Реквием», работа над которым якобы и свела того в могилу; заказчиком был граф Франц фон Вальзегг, который хотел таким образом почтить честь своей покойной жены.
Убийство?
Ряд авторов выдвинули гипотезу, согласно которой Моцарт состоял в масонской ложе и мог стать жертвой масонского заговора. Но зачем масонам убивать собрата по ложе? Какая в этом логика? По этой версии, масоны не могли простить Моцарту того, что в опере «Волшебная флейта» были раскрыты некоторые их таинства. Самым ярым – и первым – сторонником этой версии является Георг Фридрих Даумер, обнародовавший ее в 1861 году. Однако его убеждение в том, что масоны отравили Моцарта, следует рассматривать в контексте других его заявлений: Даумер полагал, что жертвами масонского заговора стали многие главы государств, религиозные деятели и светила философии.
Гипотеза о том, что в смерти Моцарта был кто-то виновен, что она была насильственной, не слишком распространена и совсем не популярна среди современных историков. Наиболее полное и подробное описание четырех последних месяцев жизни Моцарта и поразившей его болезни принадлежит его жене Констанце, и подтверждается краткими рассказами в воспоминаниях друзей и знакомых композитора, часто посещавших его дом, в том числе сестры Констанцы Софи. Никто из современников великого композитора не думал, что он мог быть отравлен. Несколько раз Моцарт жаловался Констанце, что его якобы отравили «водой Тофаны» - медленно действующим яд на основе мышьяка, без запаха, названным по шимени своей создательницы Джулии Тофаны, итальянской колдуньи XVII века – но затем сам посмеялся над своими подозрениями, когда в его состоянии наступило недолгое улучшение.
Случайное отравление?
Основным симптомом таинственной болезни Моцарта были острые боли в суставах (ревматизм), которые причиняли ему неимоверные мучения. Когда Моцарту приложили холодный компресс на лоб (это было 5 декабря 1791 года), он потерял сознание от болевого шока, и больше не пришел в себя. Он скончался через два часа. Лечащий врач Моцарта объяснял его смерть «острой сыпной лихорадкой».
Первая посмертная биография Моцарта была написана Францем Ниметшеком на основе разговоров с Констанцей и Софи и многочисленных документов, предоставленных ими. Автором второй биографии Моцарта, опубликованной в 1828 году, стал второй муж Констанцы, Георг Николаус фон Ниссен. Ни в первой, ни во второй биографии нет даже намека на то, что смерть Моцарта могла быть насильственной. Именно эти две работы послужили основой для дальнейшего изучения загадки смерти Моцарта, так как в них приведены наиболее подробные отчеты о его физическом состоянии.
Наиболее правдоподобной кажется теория о том, что композитор страдал хроническим заболеванием почек. Эта гипотеза вполне согласуется с сообщениями о состояние Моцарта. Почечная недостаточность могла привести к отекам того типа, которые описывают люди из окружения Моцарта, и вполне возможно, что композитор скончался в результате уремической комы. Однако противники этой теории возражают, что люди страдающие таким заболеванием зачастую не в состоянии работать вообще.
Отравление Моцарта мышьяком («водой Тофаны»), о котором он говорил жене, кажется маловероятным. Несмотря на то, что в то время яд было легко достать (более того, яд был самым распространенным орудием убийства того времени), отравление мышьяком не дает таких симптомов, которые наблюдались у Моцарта.
Существует также версия о том, что Моцарт, возможно, умер от отравления ртутью, которая была дана ему кем-то другим. Некоторые исследователи утверждают даже, что Моцарт принимал ртуть по собственной воле, чтобы излечиться от сифилиса – тогда этот метод лечения был довольно популярным. Маловероятно, что истинная причина смерти Моцарта когда-нибудь будет установлена. Эксгумировать тело Моцарта для определения причины смерти невозможно, потому что он, как показано в фильме Формана, был похоронен в общей безымянной могиле.
… Заупокойная служба была очень скромной. И Моцарт, и Констанца не любили пышность и торжественность похоронных церемоний, поэтому похоронили великого композитора, как и все всех людей его общественного и финансового положения.
Констанца была слишком убита горем, чтобы присутствовать при этом, поэтому в последний путь Моцарта сопровождали лишь немногие близкие друзья и члены семьи. Они попрощались с телом у ворот кладбища. Путь к месту своего последнего пристанища Моцарт проделал в одиночестве. Его тело зашили в холщовый мешок и сбросили в общую могилу. Через прутья кладбищенской ограды за этим наблюдали те немногие, кто провожал Моцарта в последний путь. Среди них был и Антонио Сальери.